ОБМЕН ОПЫТОМ Оценка влияния комплексного лечения бронхиальной астмы на уровень контроля заболевания у детей Н.А. Ильенкова, Л.В. Степанова Evaluation of the influence of complex treatment for asthma on its control level in children N.A. <...> Stepanova Красноярский государственный медицинский университет; Детская городская больница №4, Красноярск Результаты исследования показали, что комплексная терапия бронхиальной астмы у детей достоверно повышает уровень ее контроля при легкой персистирующей, среднетяжелой и тяжелой степени тяжести заболевания, что подтверждается достоверным снижением дневных и ночных симптомов уже через 3 мес и достоверным снижением ограничения физической нагрузки через 6 мес у детей с легким персистирующим течением болезни. <...> У детей со среднетяжелым заболеванием достоверно снизились все показатели, определяющие уровень контроля бронхиальной астмы через 6 мес. <...> А у детей с тяжелым течением отмечалось достоверное снижение ночных симптомов уже через 3 мес. <...> Вопросник АСТ для детей старше 4-летнего возраста оказался, в целом, понятным родителям и детям, а также удобным для использования в амбулаторной практике. <...> The studies demonstrated that complex therapy for childhood asthma significantly enhanced its control in mild, moderate, and severe persistent asthma, as confirmed by a significant reduction in daytime and nocturnal symptoms in children with mild persistent asthma just following 3 months and a significant decrease in limited exercise after 6 months. <...> In children with moderate asthma, all determinants of asthma control decreased following 6 months while in those with severe asthma; nocturnal symptoms significantly diminished just after 3 months. <...> The AСT questionnaire for children above 4 years of age was generally clear to parents and children and easy-to-use in outpatient practice. <...> Key words: children, asthma, treatment monitoring. последние годы отмечается рост распространенности у детей аллергических заболеваний, среди которых бронхиальная астма занимает ведущее место [1 <...>