ГО гоц К'ИИ' 6 В el) е и и €
Недавпо заботливое Правительство, въ числ другихъ м ръ къ утвержденію истиннаго образоваиія въ любезиомъ Отечеств иашемъ, признало необходимымь ввести новыіі предметъ преподаванія въ Университетахъ, — имеыыо Науку о воспитаніи юиошества или Педагогику. <...> Уже самое иазвапіе этой Науки, указывающее высокую, челов колюбивую ц ль ея, ручается за важность ея какъ вТ) систем образоваиія, такъ и въ жизыи. <...> Весь организмъ Наукъ служптъ выраженіемъ благородп йшихъ стрсмлеиііі челов ка къ сознаиію и осуществлеиію на д л своего челов ческаго достоинства, своего высокаго ыазначевія во вс хъ сФерахъ своеіх жизии. <...> Излагая эти законы многообразныхъ видовъ зианія и д ятельности, высшее преподаваніе им етъ только, или почти только, ихъ ъъ виду; предполагая дух-ъ ии1 CmS, Г25Г
2007043170
2
томца достаточио н правилыіо приготовлеиыымъ, ОІІО раскрываетъ этп закоііы сь тою ц лио, чтобы пптомецъ возпыси.іся къ ииіиъ п восприыя.іъ нхъ въ себя. <...> Что же иужно, дабы величествеиныіі составъ умствениыхъ п иравственныхъ истипъ могъ быть прнближенъ къ духу челов ка, дабы яркііі св тъ ихъ не повредилъ слабаго зр нія и величіе ихъ не подавило силъ иеокр шішхъ? <...> Это-то первоиачальиое, постепеиное умствеиное и нравствеиное цриготовленіе челов ка, — прпгоговленіе, въ которомъ Наука въ лиц наставпика какъ бы іінсходить къ <...>
Введение_в_педагогику.pdf
ГО гоц К'ИИ'
6 В el) е и и €
Стр.1
Недавпо заботливое Правительство, въ числ другихъ
м ръ къ утвержденію истиннаго образоваиія въ любезиомъ
Отечеств иашемъ, признало необходимымь ввести
новыіі предметъ преподаванія въ Университетахъ, —
имеыыо Науку о воспитаніи юиошества или Педагогику.
Уже самое иазвапіе этой Науки, указывающее высокую,
челов колюбивую ц ль ея, ручается за важность ея какъ
вТ) систем образоваиія, такъ и въ жизыи.
Весь организмъ Наукъ служптъ выраженіемъ благородп
йшихъ стрсмлеиііі челов ка къ сознаиію и осуществлеиію
на д л своего челов ческаго достоинства, своего
высокаго ыазначевія во вс хъ сФерахъ своеіх жизии.
Во вс эти СФеры Наука должна внести св тъ истины и
теплоту нравственнаго блага, и такнмъ образомъ оградить
виутреииее п вн шнее благосостояніе его. Но истниа
и добро им ютъ свои неизм нные, независящіе отъ нашего
пропзвола закоыы, къ которымъ челов къ, какъ существо
нравственво-разумное, должеиъ возвыситься разум -
ніемъ и жизвію. Въ этомъ возвышепш его честь, его достоинство.
Излагая эти законы многообразныхъ видовъ
зианія и д ятельности, высшее преподаваніе им етъ только,
или почти только, ихъ ъъ виду; предполагая дух-ъ ии1
CmS,
Г25Г
Стр.2
2
2007043170
томца достаточио н правилыіо приготовлеиыымъ, ОІІО раскрываетъ
этп закоііы сь тою ц лио, чтобы пптомецъ
возпыси.іся къ ииіиъ п восприыя.іъ нхъ въ себя. Ио трудрнъ
и медленъ путь этого возвышеиія. Законы знаиія и
д яіельности сь однон стороаы, и духъ челов ческііі въ
его иепосредственномъ вид съ другоіі — это дв областп
— соедпнимыя, по въ начал всегда бол е пли мев е отд льпыя,
нер дко далсе враждебныя. Челов къ наипзшсіі степени
развитія, предоставлеішыи одиому Фіізическоыу прозябаішо,
далеко пе то, ч мъ онъ можетъ быть на степени
высшеіі. Можетъ ди, на-прнм ръ, дикій житель Африкаііскпч
і, пустынь усвоить себ вдругъ правильыыя понятія
и чистыя ыравствеыныя уб ждеыія? Что же иужно,
дабы величествеиныіі составъ умствениыхъ п иравственныхъ
истипъ могъ быть прнближенъ къ духу челов ка,
дабы яркііі св тъ ихъ не повредилъ слабаго зр нія и величіе
ихъ не подавило силъ иеокр шішхъ? Естественио,
что для этоіі ц ли Наука должна ішзойти на время съ
своеіі высоты, совлечь съ себя бропю своего высшаго
строепія и приспособиться къ разум иію и складу ч^лов -
ка-дитяти, часто не ум ющаго отличить обмаиъ отъ д ііствительностн,
прихоть оть закона. Это-то первоиачальиое,
постепеиное умствеиное и нравствеиное цриготовленіе
челов ка, — прпгоговленіе, въ которомъ Наука въ лиц
наставпика какъ бы іінсходить къ состояиію д тства, бес
дуетъ ст» иимъ его языкомъ и попятіями, составляеть
одну изь задачъ Паукн воспитаиія или Педагогикп. Безь
такого умственнаго и нравствеинаго приготовленія высшее
ііреподаваніс Наукъ не прннесло бы пользы.
Между т мъ ае для вс хъ возможцо, не для вс хъ
и необходимо высшее образованіе. Всмыпая часть людеіі
Стр.3