ВОСПИТАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА культуры участников образовательного процесса Педагогические средства воспитания демократической В.В. Белкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий ЯГПУ им. <...> Кукушкина, и.о. директора Ермаковской СОШ Любимского МР течение пяти лет на базе школучастников проблемной группы была ор ганизована опытноэкспериментальная деятельность. <...> Результаты иссле дования позволяют утверждать, что основным средством воспитания ДК явля ется организация взаимодействия субъектов разного возраста, статуса, в раз личных системах и ситуациях, которое осуществляется прежде всего через: • совместную деятельность субъектов; • развитие самоуправления в различных коллективах и объединениях; • организацию групповой работы; • коллективное обсуждение вопросов и проблем. <...> В соответствии с вышеизложенным были определены основные направления деятельности школучастников проблемной группы: воспитание демократичес кой культуры в учебном процессе (Ермаковская СШ Любимского МР); развитие самоуправления как средства воспитания демократической культуры школьни ков (Скоковская СШ Даниловского МР); формирование демократической куль туры учителей (Павловская СШ Тутаевского МР). <...> В «Сельская школа» 4/2016 33 ВОСПИТАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. <...> Осуществлён комплексный анализ возможностей предметов школьной программы для воспитания демократической культуры обучающихся (Ерма ковская СШ, Павловская ОШ). <...> Таблица 1 Анализ возможностей содержания учебного предмета «Биология» для воспитания демократической культуры обучающихся Содержание учебного материала Содержание внеурочной деятельности по предмету 1) Формирование системы адекватных представлений о себе и об окружающей действительности (познавательно–мировоззренческий компонент) Тема «Изменения <...>