«О свободе в поэзии» имеет в виду не свободу от какого бы то ни было внешнего принуждения или ограничения, а внутреннюю свободу художника, у которого хватает смелости и таланта выходить за рамки общепринятых поэтических канонов и жертвовать формальным совершенством во имя того, что В. Марков <...> Книга эта, в своем первоначальном виде, так и не появилась — она показалась Шестову слишком плоской и лишенной того «экзистенциального беспокойства», который уже тогда им владел. <...> Внимание Шестава привлекает тот внутренний кризис, который пережил гармоничный и сдержанный Тургенев накануне смерти, когда духовная почва заколебалась под его ногами, и он пережил впервые в жизни тот «страх и трепет», который если и не ведет к Боту, то заставляет усомниться в кумирах равумности и гегельянского оптимизма. <...> Так совершается то «освобождение души», доторае Шестов ценил больше всего — неслучайно он всю свою жизнь вел диащо|ги с теми, кто рушил привычные формы духовной жизни и жаждал их пророческого обновления — с Иовом и Лютером, Толстым и Кьеркегсрэм. <...> Сборник пронизан воздухом свободы, и в этом — тайна его привлекательности. <...> » Эта, переведенная с русского книга, — едай нерусский читатель правильно поймет ее, •— может открыть глаза на подлинный характер брожения в рядах современной советской молодежи и среди современных советских ученых. <...> Кроме того, она знакомит читателя — пусть не с самыми ао(вершенньши по форме, но зато едва ли не с самыми смелыми по мысли и силе протеста образцами опальной, подпольной, запретной поэзии в Советском Союзе. <...> БИБЛИОГРАФИЯ 223 Александр Сергеевич Есенин-Вольрин, автор «Весеннего листа» —• сын крупного русского поэта Сергея Есенина (1895-1925), молодой советский поэт, философ и математик, кандидагг наук Московского университета. <...> Сборник его состоит из двух частей: в одну входят стихотворения, написанные им с 1942 по 1958 годы, в другую — «Свободный философский трактат» (с подзаголовком <...>