38 Инновационные направления педагогической системы формирования физической культуры студенческой молодежи А. В. Лотоненко, доктор педагогических наук, доцент Воронежского государственного университета Л.И. Лубышева, доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии физической культуры; Н. К. Чуриков, заслуженный работник физической культуры РФ, заведующий кафедрой физической культуры Воронежского государственного университета. <...> Физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности студента. <...> Являясь важным видом общей культуры и профессиональной подготовки студенческой молодежи в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. <...> Во главу угла поставлена задача подготовки подлинных специалистов, истинных профессионалов и деловых людей, способных реализовать себя в условиях жесткой конкуренции. <...> Перестройка, затронувшая всю систему высшего образования, не обошла стороной и кафедры физического воспитания. <...> Изменение целевой направленности физического воспитания, суть которого сводится к формированию физической культуры личности, требует от учебного процесса отказа от «командно-строевых методов» воспитания и обращения к личности студента, к его интересам и потребностям в сфере телесного (физического) и духовного совершенствования. <...> В теории физической культуры процесс физического воспитания определяется видовым понятием «воспитание» и в силу этого характеризуется всеми признаками любого педагогического процесса. <...> Отличительные же черты, по определению теоретиков физической культуры, — направленность <...>