Предстоящий конец второго тысячелетия, завораживающее влияние комбинации из большого числа нулей в обозначении последнего года ХХ столетия и второго тысячелетия от Рождества Христова, желание оглянуться назад, чтобы увидеть будущее и подвести некоторые итоги, стимулируют многочисленные предсказания по всем аспектам деятельности человечества. <...> Не является исключением и сфера высшего образования. <...> Тем более этот процесс подстегивается необходимостью адекватного реагирования системы высшего образования на глобальные изменения как в сфере определения приоритетов научных исследований, в социальной и демографической сферах, так и в области проникновения новейших достижений наукоемких технологий, средств телекоммуникации, а также методов и средств обработки информации. <...> Рассмотрение некоторых общих тенденций является предметом настоящего сообщения. <...> Исходным тезисом настоящего анализа для оценки роли системы высшего образования является утверждение о том, что ни одна страна не может обеспечить цивилизованный уровень своего прогресса и существования, свою политическую и экономическую независимость без отлаженной системы высшего образования и организации научных исследований. <...> Под общемировыми тенденциями будем понимать такие процессы, которые проявляются независимо от уровня развития государств, от их политической и внутренней социальноэкономической ситуации или превалирующей тенденции у большей части государств. <...> Соответственно под национальными тенденциями будем понимать такие процессы, которые характерны для конкретного государства. <...> Общемировые тенденции Основываясь на статистических данных отдела высшего образования ЮНЕСКО, на материалах Всемирного статистического обзора по высшему образованию 1980-1995 гг. <...> [1], на материалах Всемирной конференции по высшему образованию “Высшее образование в XXI веке” [2], на Всемирном докладе ЮНЕСКО по образованию “Учителя, педагогическая <...>