Классификация бездействия государственных служащих Административное право: процедуры и процесс Ю. В. Истомина, соискатель Воронежского государственного университета КЛАССИФИКАЦИЯ БЕЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Административно-правовое исследование бездействия государственных служащих невозможно без проведения его классификации, обусловленной многообразием признаков и особенностей бездействия. <...> Термин «классификация» происходит от латинского classis разряд и facere делать и представляет собой распределение предметов, понятий и явлений по классам в зависимости от их общих признаков (отнесение к роду, виду, отделу и т.д.) <...> Значение классификации выражается в возможности обозначения места, роли предметов, понятий и явлений, уяснении их природы, улавливании закономерностей существования в объективном мире. <...> Существует точка зрения, согласно которой «всякая классификация является результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны»2, но в целях избежания субъективизма попытаемся использовать при делении бездействия государственных служащих на виды существующий законодательный материал и практику его применения в Российской Федерации. <...> Дальнейшее деление на виды бездействие получило в исследованиях Р. А. Ханнанова, который, взяв за критерий классификации формы вины и противоправность деяния, выделял бездействия правомерные умышленные (молчание, допущение) и неосторожные (невмешательство, неосведомленность), неправомерные умышленные бездействия (пренебрежение, уклонение, попустительство) и неосторожные (упущения)4. <...> Флетчер и А. В. Наумов выделяли «бездействие причинение», «бездействие, не являющееся причинением, а проявляющееся обычно в оставлении другого лица в опасности или в неоказании необходимой для его спасения помощи, т.е. бездействие невоспрепятствование наступлению вреда», «бездействие, выразившееся <...>