УДК 81'34 ОБРАЗ РИТОРА И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКИХ ЗВУЧАЩИХ ТЕКСТОВ Н. И. <...> Горожанина Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 20 июня 2010 г. Аннотация: в статье затрагиваются проблемы публичного выступления, восприятия образа ритора при межкультурных взаимодействиях; рассматривается социокультурный аспект просодических средств речевого воздействия. <...> Poeta nascuntur, oratores fi unt* Устная публичная речь как один из видов деятельности индивида рассматривается в рамках определенных общественных отношений. <...> Являясь ритуализованной формой общения, она регламентирована правилами и предписаниями многовековой риторической традиции. <...> В то же время устная публичная речь – это всегда новое и неповторимое социально и культурно обусловленное «риторическое событие». <...> Устное монологическое выступление одного человека перед группой людей является одной из наиболее общественно значимых форм человеческого общения с античных времен до наших дней, это текст, являющийся продуктом риторической деятельности. <...> В рамках риторики описан весь цикл ее создания и разработаны необходимые для этого стратегии и техники. <...> Во второй части «Риторики» Аристотель рассуждает о настроениях, нравах и страстях человеческих с точки зрения того, как их должен понимать оратор и каким образом он должен воздействовать своей речью на чувства слушающих [1]. <...> М. В. Ломоносов в первой книге «Краткого руководства к красноречию» в § 98 дает рекомендации оратору о необходимости учета возраста, пола, воспитания, уровня образования «главных слушателей» [2]. <...> Оратор, с одной стороны, соблюдая социокультурные нормы, обязан следовать риторическому ка* Поэтами рождаются, ораторами становятся (лат.) <...> . © Горожанина Н. И., 2011 нону и, с другой – он реализует уникальные черты своей личности. <...> Важным является изучение проявлений личности автора в риторическом произведении. <...> Его образ складывается на основе индивилуально-личностных <...>