ТЕОРИЯ ЯЗЫКА УДК 81 (091) ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В. М. <...> Алпатов Институт востоковедения РАН (Лекция, прочитанная в ВГУ 02.11.2006 г.) Поступила в редакцию 11 февраля 2010 г. Аннотация: статья посвящена описанию зарождения и развития лингвистической традиции в Европе. <...> Язык – это одно из основных свойств человека и, конечно, нужно на него обращать внимание. <...> Древнейшие дошедшие до нас свидетельства о том, что язык изучали, относятся к началу второго тысячелетия до новой эры. <...> Ну и конечно, прежде всего, о языке человек вспоминает, когда он и его собеседник говорят на разных языках в буквальном смысле слова, но © Алпатов В. М., 2011 вопрос – на каких языках, потому что, в принципе, можно и чужим языком овладеть, как это делают маленькие дети, без всякой науки. <...> Главной практической потребностью было овладение языком культуры именно тогда, когда язык культуры для всех или, по крайней мере, для части людей той или иной культуры отличался от разговорного; вот тут стоял вопрос о том, как этот язык нужно «препарировать», нормировать, описывать, чтобы ему выучиваться. <...> Как известно, история человечества – это во многом история разных культурных ареалов (античный греко-римский, индийский, китайский, японский, мусульманский в широком смысле) и, как правило (по крайней мере это было общим правилом до эпохи Возрождения для европейской культуры; в некоторых культурах это сохранилось и позже), каждая культура основывалась на каком-то одном языке, реже на двух, как это получилось в Европе, где первоначальным языком культуры был древнегреческий, но потом в силу ряда обстоятельств наряду с древнегреческим эту роль стал играть и латинский язык. <...> № 1 7 В. М. Алпатов фия, была трагедия, была комедия, а науки о языке еще не было. <...> Всё изменилось в так называемую «эпоху эллинизма», когда после завоеваний Александра Македонского греческий язык распространился по огромной территории. <...> Держава Александра Македонского быстро <...>