УДК 1:574+37 ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ Л. Г. Жернакова Пермский государственный технический университет Аннотация: В статье рассматривается экологическая проблема как духовно-нравственная, мировоззренческая. <...> Ее решение зависит от изменения внутреннего мира человека, его духовности. <...> Этическое, эстетическое, аксиологическое экологическое воспитание и образование, их синтез, дополнение друг другом могут выступить приоритетным направлением формирования экологической культуры личности, общества, что поможет снизить угрозу экологической опасности, а также тенденции духовной деградации самого человека. <...> Отсутствие экологического сознания и господство антропоцентризма являются первопричинами экологических противоречий между обществом и природой. <...> По теории И.Р. Пригожина, система «человек-культура-природа» находится в неравновесном состоянии, выход из которого может протекать в сторону катастрофы или гармонии взаимоотношений человека с природой. <...> Снять экологическую проблему человек не в силах, но есть возможность свести к минимуму те неблагоприятные флуктуации, которые подталкивают неустойчивую систему к нежелательным для человека вариантам перехода. <...> Будущее развитие противоречивой тенденции в принципе неизвестно, но с точки зрения синергетики можно существенно снизить неопределенность грядущего, «когда из различных альтернатив и поисковых прогнозов можно вычленить спектр наиболее желаемых и одновременно наиболее реальных тенденций, которые поддаются воздействию и даже разумному управлению» [1]. <...> Экологическая проблема не столько технологическая или экономическая, сколько духовно-нравственная, и ее решение зависит, прежде всего, от изменения внутреннего мира самого человека. <...> Поэтому воспитание и образование могут выступить в качестве приоритетного направления формирования экологической культуры личности, которая может снизить угрозу <...>