УДК 94(47) ФОРМИРОВАНИЕ «ВАРВАРСКОГО» ОБРАЗА РУССКОГО ВОИНА И ВОЙСКА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVI В. <...> В. В. Пенской Белгородский государственный университет Поступила в редакцию 10 ноября 2011 г. Аннотация: в XVI в. <...> В статье исследуется один из аспектов формирования характерного образа России – восприятие европейцами русского воина и русского военного дела как «азиатского». <...> В.), «Европа, ставшая Востоком», т.е., по существу, Восточная Европа – это не Европа, а Восток, Азия, а Азия еще со времен Геродота всегда противопоставлялась Европе. <...> «Отец истории», сравнивая варваров-персов с эллинами, полагал, что они суть антитеза друг другу, ибо для первых рабство есть привычное состояние духа, тогда как для последних нет ничего важнее свободы, а значит, Европа – место проживания эллинов, и Азия – обиталище варваров есть чуждые друг другу миры (Hdt. <...> «Все эллины – близкие друг другу люди и состоят между собою в родстве, а для варваров они – иноземцы и чужаки… Значит, если эллины сражаются с варварами, а варвары с эллинами, мы скажем, что они воюют, что они по самой своей природе враги и эту их вражду надо называть войной…» (Plat. <...> ). От греков противопоставление Европы и Азии, Запада и Востока перешло к римлянам, которые пе© Пенской В. В., 2012 ренесли греческие стереотипы на окружавшие Рим племена, рассматривавшиеся теперь как варварские. <...> Правда, теперь «варварство» позиционировалось, скорее, не столько географически, сколько культурологически – у Дионисия Галикарнасского в его «Римских древностях» есть интересное высказывание, которое можно истолковать в том смысле, что «варварство» и «эллинство» – это, скорее, не принадлежность к определенному народу, а, если так можно выразиться, своего рода состояние души: «Эллины отличаются от варваров не по имени и не из-за языка, но умом и выбором в пользу достойного образа жизни, а более всего тем, что не совершают в отношении друг друга беззаконий, противоречащих человеческой <...>