083 КУЛЬТУРА СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ УЕЗДНОГО КУПЕЧЕСТВА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКА* И. В. Маслова Елабужский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 9 декабря 2010 г. Аннотация: в XIX столетии шел процесс формирования национального типа купца-предпринимателя. <...> Вырабатывались основные бытовые и семейные традиции купечества, ставшие в дальнейшем стержнем сословного менталитета. <...> Быт уездного купечества Вятской губернии отличался размеренностью и консервативностью, сохраняя традиционные сословные черты и поведенческие установки. <...> В первой половине XIX столетия шел процесс создания национального типа купца-предпринимателя, интересы которого были направлены не только на личное обогащение, но и на служение обществу. <...> В этот период формировались основные бытовые традиции купечества, ставшие в дальнейшем стержнем сословного менталитета, на который в быстро меняющейся политической ситуации нанизывались вс¸ новые и новые правила поведения, семейные обычаи, создающие неповторимый портрет российского третьего сословия. <...> Главным предметом заботы и внимания каждого члена большой купеческой семьи являлся семейный бизнес. <...> В купеческих фирмах присутствовал особый корпоративный дух, в котором воплощались православные традиции к единению и сближению людей. <...> Глава семьи ведал всеми торговыми делами, выбирал гильдейские свидетельства, отвечал * Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта ¹ П 319 «Концептуализация микроисторических исследований при изучении российского провинциального города» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 гг. <...> Вместе с тем в торговле и ее организации участвовал не только сам купец, но и члены его семьи. <...> Во время его отсутствия руководство выполнением торговых и домашних дел брали на себя старшие сыновья или жена купца. <...> Главной обязанностью жены в браке была организация <...>