PI V
ЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ и ЕОФИЛШЪ ЛОПАТИНСКІЙ. <...> Посл СтеФана взялся за это д ло близкій къ нему чедов къ, преосвященный еоФилактъ Допатинскій и издалъ Каменъ в ры въ 1728 году. <...> С нода и подписанію реглаыента, — за напи 2
саніе книги объ антихрист , и прочее . аВ дный СтеФанъ митрополитъ, и по смерти его побиваютъ каменіемъ», говаривалъ еоФилактъ. <...> Въ разговорахъ съ дов ренными людьми еоФилактъ прямо высказывалъ, что Вуддеева апологія подложная, сочинена еоФаномъ Прокоповичемъ, и друзьями его напечатана въ Ревел . <...> Голицынъ, одинъ изъ самыхъ сильныхъ людей своего времени и почитатель памяти Яворскаго, просилъ еофилакта написать отв тъ на эту апологію. еоФИлактъ согласился, но дошедши до текста св. <...> Отправивъ по этому сдучаю въ Ригу калязинскаго архимандрита, ІоасаФа Маевскаго, онъ вм ст съ т мъ далъ ему и другое порученіе — привезть образчики латинскихъ шриФтовъ рижской типограФІи, въ которой будто бы онъ хот лъ иапечатать свою книгу. <...> В роятно, еоФИлакту хот лось ув риться въ своихъ подозр ніяхъ на счетъ м ста изданія Буддеевой апологіи. <...> Архимандритъ Маевскій здилъ въ Ригу съ 25 ноября по 27 декабря 1730 года. <...> А калязинскій архимандритъ, ІоасаФЪ Маевскій спросилъ: актоікъиын въ св. <...> » Меягду т мъ, противъ книги Вуддея', въ защиту Камня в ры, въ томъ же 1730 году, напечаталъ сочиненіе доминиканецъ Рибейра, бывшій тогда на ішронаціи императрицы Анны, при испанскомъ посл , герцог Лиріи. <...> По заглавію судя, оно напечатано въ В н ( іепае, 1730 г.): но еоФанъ догадывался или подозр валгь, что оно русскаго <...>
Решиловское_дело.pdf
•
вд
!
PI
V
'$^)S^
<УЭ
ЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ
и
ЕОФИЛШЪ ЛОПАТИНСКІЙ.
Матеріалы для исторіи первоіі половипы ХУІІІ стол тія. і
//. Чпешовпш.
САНКТІІЕТЕРЬУРГЪ.
1861.
mt
ю
л
I
Стр.2
A 0/ J35
^3 8
Pi ППГш
в»вб«
IISIB.
ЕОФДНЪ ПРОКОПОВИЧЪ
и
ЕОФИЛАКТЪ ЛОП&ТИНСКІИ.
Матеріалы для исторіи исрвоіі половины XYIII стол тія.
II.
Чпстовига.
ВЪ ТИПОГРАФШ ДУХ. ЖУРНАЛА «СТРАННПІГ; .
САИКТІІЕТЕРБУРГЪ.
1861.
Стр.3
>
•
Отъ С. Петербургскаго Комитста Духоппой Цспзуры печатать позво.іпется.
С. Петербургъ. 14 Марта, 1861 года.
Цензоръ, Аріимандритъ Ыакарій.
Стр.4
Въ начал XYII стол тія въ Москв появились и начали
распространяться кальвинскія заблужденія. Въ современномъоФФіщіальномъ
акт по этому д лу говоритоя, что главный
виновникъ этихъ лжеученій, изъ русскихъ, еретикъ
«Дмитрій Тверитиновъ у преФекта (Московской академіи)
Прибыловича бывалъ, во многія времена, о святыхъ догмахъ
въ преніи: и оный преФектъ сказывалъ про того еретика, что
весьма люторская икальвинская мудрствуетъ, и великій естъ
хульникъ преданіямъ св. отецъ, и исправити его никакимъ
образомъ не возможно». Еретикъ съ дерзостію ссылался на
то, что «нын -де у насъ, на Москв , слава Вогу , вольно
всякому, — кто какую в ру себ изберетъ, такую и в -
руетъ». А на ув щанія православныхъ учителей отв чалъ:
«тому-де я в рить не могу, разв -де изволь мн написать
на письм , и я-де покажу учителю н мецкой школы, понеже
весьма о тоыъ ум етъ противно отв щать».
Заблужденія еретиковъ осуждены на московскомъ собор
І714 г. 24 октября. Но такь какъ они не переставали колебать
умы, то м стоблюститель патріаршаго престола, рязанскій
митрополитъ СтеФанъ, составилъ въ обличеніе ихъ
книгу Камець в ры. Книга эта навлекла на СтеФана много
непріятностей отъ бывшихъ въ руской служб иностранцевъ
— лютеранъ и кальвинистовъ, и отъ согласныхъ съ
ними по уб жденіямъ русскихъ, и не была издана до смерти
сочинителя.
Посл СтеФана взялся за это д ло близкій къ нему чедов
къ, преосвященный еоФилактъ Допатинскій и издалъ
Каменъ в ры въ 1728 году. Но едва онъ явился, какъ противъ
него ополчились протестанты въ Россіи и въ чужихъ
1
Стр.5