Образование Место сборки Современный университет — это научно-технологический комплекс, включающий кампус, лаборатории, общежития, библиотеку, издательство, малые инновационные предприятия и многое другое. <...> Но так ли важна эта громоздкая инфраструктура для достижения основной цели вуза в условиях информационно-технологической революции? <...> Н аправление дискуссии обозначил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исаак ФРУМИН. <...> Их список зафиксирован, и есть сложный рабочий процесс, в который вовлечены преподаватели, ассистенты, библиотекари, начальники общежитий и т.п. <...> Особенно это характерно для классических вузов, где даже столовая принадлежит университету. <...> Конец XX в. стал временем, когда университеты начали передавать вовне отдельные функции. <...> Постепенно среди вузов появлялись отступники, готовые вместо экзаменов по английскому языку принимать результаты тестов TOEFL; отказаться от библиотеки и подписаться на электронные ресурсы, формируемые сторонними агрегаторами. <...> Когда Сбербанк или какойто другой банк приходит к ректору с проектом, по которому студенты проходят в университет по карточкам, вуз утрачивает главную свою функцию — контрольную. <...> Вершиной такого отступничества является передача университетами права на присвоение степени и на диплом. <...> Какие функции останутся в конечном счёте за университетами? <...> По мнению и.о. генерального директора РВК Евгения КУЗНЕЦОВА, современный университет усложняется, 46 www.unkniga.ru и интерпретировать этот процесс как утрату функций или их делегирование не вполне правильно. <...> Другое дело, что в этом процессе возникает экосистема, сложная комбинация игроков, которые действуют вокруг университета и вместе с ним. <...> Формируются особые отношения, правила и механизмы, выстроить которые — ключевая задача вуза. <...> назвал этот процесс переходом университета от версии 2.0 к версии 3.0: из технологического он становится предпринимательским и инновационным <...>