Серокрылая чайка усвоила, что приманка всегда в меньшей коробке ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ НАУКИ Мысли без слов Кандидат биологических наук Н.Л.Резник Сильною жаждой томясь, ворона кувшин увидала, В нем глубоко на дне было немного воды. <...> Ею желая унять безмерную жажду, ворона Долго старалась поднять влагу поближе к краям; Но, увидав, что силою здесь не добиться удачи, Негодованья полна, птица на хитрость идет: Камешки в воду бросая, она дождалась, чтобы стала Выше в сосуде вода, и без труда напилась. <...> Ворона и кувшин Жизнь по понятиям Басня, открывающая статью, написана на основании истории, рассказанной греческим историком Фукидидом (IV в. до н. э.) <...> . Фукидид писал, что жарким днем увидел ворона рядом с дуплом, на дне которого было немного воды. <...> В научную среду представление о том, что у животных действительно есть зачатки мышления, ввел Чарльз Дарвин. <...> Основу поведения и животных, и человека составляют три компонента. <...> Раньше считалось, что инстинктами и обучением поведение животных и ограничивается, а мышление свойственно исключительно человеку и неотделимо от его трудовой и речевой деятельности. <...> Мышление человека имеет чрезвычайно сложную структуру, включает различные операции, из которых главную роль играют обобщение и абстрагирование, то есть способность мысленно объединять предметы и явления по общим для них существенным признакам и при этом абстрагироваться от признаков второстепенных. <...> Понятия — основная форма мышления, на их использовании основана речь. <...> Строгие научные доказательства мышления животных исследователи начали получать около века назад. <...> В 1913 году зоопсихолог и приматолог Надежда Николаевна Ладыгина-Котс приобрела шимпанзе, два с половиной года изучала его поведение и затем опубликовала статью, в которой утверждала, что шимпанзе способны не только к обучению и дрессировке, но и к обобщению и абстрагированию, то есть основным операциям мышления. <...> В 1914 году немецкий психолог Вольфганг <...>