Твердые смазки Доктор технических наук А.Я.Григорьев, академик НАН Беларуси Н.К. <...> В.А.Белого НАН Беларуси О смазках вообще Словосочетание «твердая смазка» кажется таким же странным, как «холодная сварка», — а ведь то и другое существует! <...> При слове «смазка» мы представляем себе машинное масло или пластичный солидол, но не твердое вещество. <...> Однако есть и твердые смазки — вещества в твердом состоянии, которые снижают трение, уменьшают износ, устраняют заедания и задиры трущихся поверхностей. <...> Напомним, что использование трения и смазки позволило человеку овладеть огнем, создать колесный транспорт, лыжи и полозья, изобрести подшипники, тормоза, скользящие электрические контакты и многое другое. <...> Этот слой, область контакта тел, можно представить как некий мостик холодной сварки, который нужно разрушить, чтобы тела смогли переместиться друг относительно друга. <...> За этим тезисом исторически закрепилось название «правило положительного градиента». <...> Самым древним способом реализовать правило положительного градиента и снизить трение и износ стало применение смазки, разделяющей трущиеся тела тонким слоем материала с малым сопротивлением сдвигу. <...> Во многих узлах трения машин удается реализовать гидродинамический режим смазки, при котором скольжение происходит в слое жидкой смазки и сопротивление скольжению определяется в основном вязкостью среды в контактном зазоре. <...> Напомним, как функционирует подшипник скольжения в смазочном масле (рис. <...> Это явление А Граничная смазка Полужиткостная смазка Жидкостная смазка Б В Толщина пленки 1 Вал и подшипник, режимы смазки и коэффициент трения называется «эффект масляного клина», основы его расчета были заложены Н.П.Петровым (Россия) и Осборном Рейнольдсом (Великобритания) в конце XIX века. <...> Коэффициент трения при таком режиме очень мал — до 0,001. <...> Точка А соответствует условиям трения, при которых лишь незначительная площадь сопрягаемых поверхностей разделена <...>