Малишевский Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 15 января 2015 г. Аннотация: в статье исследуется образ капитана в произведениях И. А. Бунина, посвященных морской тематике – как прозаических, так и лирических. <...> Помимо изучения внутренней структуры данной группы текстов и места образа капитана в них, проводится анализ интертекстуальных связей, отношения творчества Бунина к контексту Серебряного века и современной ему художественной и философской литературы. <...> Статья позволяет судить о специфическом осмыслении образа капитана в текстах Бунина. <...> Изучение «морского» в творчестве того или иного автора, по-видимому, не сводится лишь к перечислению обращений к морской тематике либо к анализу «образа моря». <...> Вернее говорить, на наш взгляд, о том, что В. Н. Топоров в статье «О «поэтическом» комплексе моря и его психофизиологических основах» называет «морским комплексом». <...> Топоров изучает, в первую очередь, всеобщее, универсальное в «морском комплексе»: «встреча моря и суши как… переживание границы, порога между бесконечным и конечным», «пренатальное сознание», «идея рождения, независимо от того, реализуется ли она в биологическом или в духовном плане», «переход в новое пространство» [12, 579–585], однако возможно говорить и о аналогичном сочетании элементов в творчестве конкретного автора. <...> В данной статье мы не ставим своей целью проследить интертекстуальные связи исследуемого нами «морского комплекса» И. А. Бунина или описать его в терминах совпадения-отклонения относительно базовых, «мифологических», «психофизиологических» смыслов, предложенных Топоровым и другими авторами сходных по направлению мысли исследований (см. А. И. Иваницкий: «мифологизация» моря – систематического олицетворения в качестве субъекта бытия и со-бытия человеку» [7, 193–194]). <...> Полагая, что для целостного понимания сложного © Малишевский И. А., 2015 явления можно изучать отдельные его аспекты, мы анализируем <...>