ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УДК 371.132 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ: ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ З. И. <...> Трубина Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета) Поступила в редакцию 25 августа 2015 г. Аннотация: профессиональное поведение учителя отражает практический, действенный характер ценностного отношения, выбор будущим учителем наиболее целесообразной формы выражения своей позиции в профессиональной деятельности, репрезентацию нормативных моделей поведения и способов решения профессиональных задач. <...> Нормирование упорядочивает действия педагога, определяет границы и степень свободы человека в профессии, является нравственным регулятором профессионального поведения и отношений. <...> Ключевые слова: педагогические ценности и нормы, профессиональное поведение учителя, профессиональная аксиосфера личности, ценностные ориентации. <...> Педагогическая деятельность в значительной мере существует как нормативно одобренный обществом способ деятельности, распредмечивая который, специалист приобщается к пласту определенной педагогической культуры, одновременно обогащая его индивидуальными способами исполнения. <...> Любой вид нормирования, задавая меру профессионально-личностной активности, упорядочивает действия педагога. <...> Поэтому важно осознавать, какие именно ориентиры и границы обусловливают педагогическую деятельность, – от этого зависит логика построения и содержание профессионального поведения. <...> Согласно концепции структуры профессионального самосознания учителя, предложенной А. К. Марковой, нормы, правила, модели педагогической профессии служат основанием для формирования профессионального кредо, концепции учительского труда, а в дальнейшем и для соотнесения себя с неким профессиональным эталоном [1]. <...> © Трубина З. И., 2015 Педагогическая аксиология <...>