№ 2 ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ А. С. <...> Силаков Курский государственный университет Поступила в редакцию 4 сентября 2013 г. Аннотация: предлагается изучать формирование учебной группы как субъекта совместной деятельности на основании выделения таких эмпирических референтов, как мотивация учения, активность и успешность студентов в процессе обучения, особенности системы ценностей личности и группы. <...> Ключевые слова: групповой субъект, учебная группа, мотивация, активность, успешность учебной деятельности, система ценностей, студент. <...> На протяжении последних двадцати лет реформаторы высшего образования декларируют следующие цели: повышение его качества, практической направленности, обеспечение лучшей адаптивности выпускника к меняющимся требованиям рынка труда и т.д. <...> Не ставя перед собой задачу оценить эффективность реализации этих целей на сегодняшний день, мы хотим рассмотреть другой аспект данного процесса, а именно способность современных студентов справляться с теми нагрузками, которые возникают в ходе освоения ими будущей профессии. <...> Конечно, очень многое зависит от индивидуально-личностных качеств человека, но нельзя игнорировать и тот факт, что организация процесса обучения носит групповой характер, поэтому специфика учебной группы, степень ее социальнопсихологической зрелости, уровень ее развития как группового субъекта могут и способствовать, и препятствовать успешности становления студента в качестве компетентного и ответственного профессионала. <...> © Силаков А. С., 2014 80 Надо отметить, что на сегодняшний день недостаточное раскрытие самого феномена группового субъекта в отечественной психологической науке (поскольку исторически в нашей стране он изучается недолго – менее полувека) создает определенные сложности. <...> И хотя в последнее время интерес к данной проблематике заметно вырос, все же существуют расхождения <...>