ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УДК 37.025; 37.042 СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ГУМАНИТАРНЫЙ ОРИЕНТИР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТА Н. М. <...> Борытко, Н. К. Сергеев, О. А. Мацкайлова Волгоградский государственный социально-педагогический университет Поступила в редакцию 24 декабря 2013 г. Аннотация: в статье рассматривается педагогическое понимание субъекта как цели современного образования, утверждается, что субъектность человека определена его позицией как системой ценностно-смысловых отношений специалиста к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности. <...> В структуре позиции выделены три составляющие (смысловая, ценностная и нормативная), выявлены факторы ее становления, определены уровни развития, обоснованы принципы воспитания и пути реализации этих принципов. <...> При этом «сквозной» идеей непрерывного образования выступает идея формирования направленности специалиста на непрерывное профессионально-личностное самосовершенствование, преобразование себя для решения задач усложняющейся креативной профессиональной деятельности, когда специалист на всех этапах профессиональной социализации и последующей профессиональной деятельности выступает как самоорганизующийся субъект: ■ свободного сознательного выбора и принятия профессии как приоритетной жизненной цен© Борытко Н. М., Сергеев Н. К., Мацкайлова О. А., 2014 ности и наиболее оптимальных с точки зрения его личностных склонно стей путей овладения ею; ■ учебной деятельности в профессиональном учебном заведении, которая характеризуется: а) свободой выбора образовательных траекторий и путей решения задач профессионального становления; б) продуктивным взаимодействием преподавателя и студента, их взаимообогащением; в) рефлексией, осознанием и выработкой ее целей, смыслов; г) становлением индивидуального стиля деятельности, основанного на осознании своей уникальности, самоценности и установке на самоизменение <...>