Ростова Приокский государственный университет Поступила в редакцию 10 апреля 2016 г. Аннотация: статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с определением конституционного содержания свободы преподавания и творчества. <...> Автор отстаивает концепцию самоуправления в вузовской педагогике, согласно которой профессиональное сообщество гораздо лучше, чем государство, способно реализовать задачу ограничений свободы преподавания, адаптированную к целям учебно-воспитательного процесса в силу профессиональных знаний, навыков и умений субъектов образовательного процесса. <...> Функция государства в данном аспекте связана конституционной целью введения минимальных стандартов и требований, обусловленных важнейшими публичными интересами. <...> Ключевые слова: свобода преподавания, свобода творчества, конституционные права и свободы человека и гражданина, право на образование. <...> Данное нормативно-правовое решение Основного закона Российского государства свидетельствует о признании этой свободы в качестве самостоятельного элемента в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, который находится в органической взаимосвязи с другими элементами системы: свободой совести и вероисповедания (ст. <...> 28), свободой мысли и слова (ч. 1 ст. 29), правом на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ч. 4 ст. 29), правом на образование (ст. <...> Современная Россия, вопреки многовековой практике фактического отрицания свободы преподавания и 1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм. и доп. <...> Основные причины закрепления свободы преподавания в Конституции Российской Федерации // Юрид. образование и наука. <...> Законодательный процесс. творчества, на конституционном уровне закрепила так называемые «академические свободы» (в англоязычном варианте «Academic Freedom»)3 , гарантирующие самостоятельность, автономию и независимость образовательных <...>