Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639057)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат

К биографии Павла, митрополита Сарскаго и Подонскаго (90,00 руб.)

0   0
Первый авторБелокуров Сергей Алексеевич
ИздательствоДуховная акад.
Страниц34
ID50961
Белокуров, С.А. К биографии Павла, митрополита Сарскаго и Подонскаго / С.А. Белокуров .— : Духовная акад., 1886 .— 34 с. — URL: https://rucont.ru/efd/50961 (дата обращения: 17.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Къ біограіій иавд митрополта саршго и подонскаго. Z -ІЬl / ^ 1 Иавелъ, митрополитъ сарскій Е нодонскій, былъ выдающиися лиц лъ среди ц рковной іерархіи второи половины Х Т І І в ка, и въ исторіи патріарха Никона му пришіось іірннять неиаювазсно участіе. <...> П рвыи изъ этигь докум нтовъ—слово, произн е нно прн цогр б ніи Павла, митроноіита сарскаго. <...> Изв стно гомил тич ское правило de mortuis nihil nisi bonum н было превратно понято пропов дникомъ, н им ло на н го того сильнаго вліянія, которо зам ча тся въ пропов дяхъ совр м нныхъ намъ нашихъ пропов дниковъ; ч рты, которымн яропов дникъ обрисовыва тъ личноеть митр. <...> Пав лъ, митрополитъ сарскіи, яо сло- вамъ пропов дника, родидся отъ ( блдгочестивыхъ родит л й (въ Б И Б Л Ь Ь Т Е К А ) — 5 9 4 — мір — П е т р ъ ) , воспитанъ былъ въ лравославіи и довольно научившись искусству писанія, посвятился „чинно но степ нямъ во святый санъ і р йскіі*, я во млад -в ц бяше*. <...> Будучи посвящ нъ въ санъ архимандрита Чудова монастыря, онъ я подавалъ лучами: разума бож ств ннаго доволно просв щ ни Богомудр^я*, всл дствіе чего общимъ избрані мъ вс го освященнаго собора и соизвол ніемъ <...>
К_биографии_Павла,_митрополита_Сарскаго_и_Подонскаго.pdf
Стр.1
Къ біограіій иавд митрополта саршго и подонскаго. Z-l/ ^ ІЬ 1 Иавелъ, митрополитъ сарскій Е нодонскій, былъ выдающиися лиц лъ среди ц рковной іерархіи второи половины ХТІІ в ка, и въ исторіи патріарха Никона му пришіось іірннять неиаювазсно участіе. Это былъ одинъ изъ уч ныхъ архіер евъ того вр м нц, посл котораго осталась довольно значительная особенно по тому вр и нн библіот ка (опись я нап чат. во я Врем нник к и древн. россійск. прж моск. унив рсит т общ. ист. т. V стр. 65—83). Онъ прннадл жалъ по еводиъ уб жд ніяіііъ къ числу прив рж нцевъ реформы патріарха Никона. Еогда въ ночь съ 17 на 18 декабря 1664 года прі халъ патріархъ Никонъ въ москов. Успенскій соборъ, митрополитъ Павелъ былъ яосланъ въ соборъ для пер говоровъ съ иатр. Никономъ. Онъ ж былъ посл^нъ къ патр. Никону, вы хавшему изъ Москвы, взять у н го посохъ св. Л тра митроиолита и спросить ш, зач мъ онъ прі зжалъ. Изъ печатаеІЙЫХЪ наш теп рь докум нтовъ открываются новыя стороны его жизни. А. П рвыи изъ этигь докум нтовъ—слово, произн е нно прн цогр б ніи Павла, митроноіита сарскаго. Изв стно гомил тич ское правило de mortuis nihil nisi bonum н было превратно понято пропов дникомъ, н им ло на н го того сильнаго вліянія, которо зам ча тся въ пропов дяхъ совр м нныхъ намъ нашихъ пропов дниковъ; ч рты, которымн яропов дникъ обрисовыва тъ личноеть митр. Павла, н были' пр увелич ны, раскраш нн, а наоборотъ истинныя, историч ски в рныя. Кому принадл житъ это слово, кто былъ авторъ го—н изв стно; не Епифанію ли Славинецкому? (митр., Павелъ ум ръ 9 сент. 1675 г., а ЕішфаніЁ Славин цкій 19 нрября того/ж года). Пав лъ, митрополитъ сарскіи, яо словамъ пропов дника, родидся отъ блдгочестивыхъ родит л й (въ ( БИБЛЬЬТЕКА )
Стр.2
— 594 — мір —Петръ), воспитанъ былъ въ лравославіи и довольно научившись искусству писанія, посвятился „чинно но степ нямъ во святый санъ і р йскіі*, я во млад -в ц бяше*. По ем рти ж ны, когда яюза супруж ства брачнаго" была раст рзана косою см рти и онъ сд лался евободнымъ, онъ принялъ юнаш ство и „бысть анг лъ въ полц всеммостиваго Опаса". Пав іъ оказался истиннігаъ монахомъ, такъ что пр взошелъ ве хъ СВОИМЕ подвигами „толико, елико яр восходитъ своимъ св томъ зв зды луна во вр мя лолнолунья". Будучи посвящ нъ въ санъ архимандрита Чудова монастыря, онъ я подавалъ лучами: разума бож ств ннаго доволно просв щ ни Богомудр^я*, всл дствіе чего общимъ избрані мъ вс го освященнаго собора и соизвол ніемъ благоч стив йшаго самодержца быіъ возв д нъ на митрополію сарскую и нодонекую. Въ сан митрополита онъ продолжадъ такж усил нно трудиться, увдлъ монаш ствующихъ и мірскихъ людеи и училъ н тодько наедин , но и вс народно, не только въ разныхъ обителяхъ и приходскихъ храмахъ, но и я ъъ ізрядн Ёш мъ вс хъ храмовъ"—въ соборнои п рвопр стольноЁ церкви гор. Москвы—въ Усп нскомъ собор , За свои доброд янія и за в лію р вность къ Богу онъ въ междупатріаршеетво три раза , благораземотрениеаъ самодержца поставляшеся" блюстит л иъ цатріаршаго пр стола, правителемъ вс й патріарш й области. Бъ это ж время ему приходилось ноеить бреия и иныхъ епархій—казанекой, рязанской и вятской,—и вс , что ни д лалъ онъ, Господу Богу было угодно и людямъ пол зно. я Онъ б яко зв зда утр нняя посред облакъ, аки луна полна въ днех своихъ и яко солнц сияя во ц ркви Вышняго". я Вся доводы* божественной го р вности н тъ моихъ сыъ вепомнить, они превосходятъ мои способности. Напомяю только о трудахъ го протявъ расколоучителей Никиты, Лазаря, еодора, Аввакума и др. Онъ сталъ противъ нихъ, какъ аностолъ Петръ противъ Симона волхва, какъ св. НиколаЁ противъ Арія; въ этомъ ОТНОШ НІЙ трудились другіе архі р и—ноборники благочестія и р внит ли бож ств нной истины, но митр. Пав лъ по сяраведливости потрудился я паче вс хъ ихъ", онъ безпр станно трубилъ лщямъ о в р и о доброд яніяхъ, епископствуя н им неиъ, a
Стр.3