ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ Александр Самарин «Научен от церковников читать и писать» Детское чтение в России XVIII столетия 42 «З–С» Ноябрь 2016 Изучая историю чтения в прошлом, сразу сталкиваешься с тем обстоятельством, что на протяжении столетий общение с книгой было занятием элитарным. <...> Сегодня всеобщая грамотность представляется нам как нечто само собой разумеющиеся, но, как отмечают ученые, уровень в 90% грамотного населения был достигнут в странах Западной Европы лишь в 1890-х годах. <...> В конце же XVIII столетия, по разным оценкам, число потенциальных читателей в Старом Свете оценивается в 15–25% от общего числа населения. <...> Уровень грамотности в России эпохи Просвещения, о которой пойдет речь в этой статье, составлял примерно 4%. <...> Одной из главных проблем, стоящих перед историком чтения, является выбор источников, по которым можно изучать читающую публику. <...> Здесь используются сведения о покупателях книг, списки подписчиков, записи на книгах и, конечно, источники личного происхождения – дневники и мемуары. <...> Воспоминания представляют собой специфический вид исторического источника, их авторы, как правило, фиксируют в них только наиболее значимые в их биографии события. <...> В связи с этим, чаще всего тема книги и чтения подробно прослеживается в мемуарах лишь на страницах, посвященных описанию детских и юношеских лет. <...> Как правило, в подростковом возрасте многие из мемуаристов знакомилось с произведениями, оказывавшими серьезное влияние на формирование их личности, а потому ставшими важными вехами в их жизнеописаниях. <...> Описывая же свою взрослую жизнь, большинство авторов воспоминаний не уделяет внимания подробному описанию своих читательских пристрастий. <...> Просто в их жизни появляется огромное количество событий (например, военная или гражданская служба, участие в военных операциях, личные любовные переживания, собственное литературное или научное творчество, общение с выдающимися современниками и так далее), которые <...>