20
Е
ГОСУДАРСТВЕЯНАЯ I
ВИБЛИОТЕКА
і
^ СВЙСКАЯ
$396-?£ С Л 0 В 0,
^
произнесенное въ Іерусалим на св. Голго
6 апр ля
1884 г. въ Великій Гіятонъ вечеромъ, при обношеніи
плащаницы.
Ж со беэзаконнымн вм нися.
Когда правитель Іудеи, Пплатъ, недовольный молчаніемъ
на судебномъ допрос въ претор Іисуса, глаголемаго Христа,
надменно говорилъ ему: мн ли не глаголеши? He
в си ли, яко власть имамъ распяти Тя, и власшь имамъ
nycmumu Тя? (Іоан. 19, 11), подсудимнй отв чалъ: ме
гшаши власти ни единыя на Мн , аще не бы ти дано
свыше (— — 12). Въ силу сего вел нія свыше, Пилатъ,
хотя и уб жденный въ невинности выданнаго ому іудеями
за преступника, осудгглъ его на смерть, помилопавъ, въ
силу упомяпутой выше власти, вм сто него, разбойнпка.
Началось такимъ образомъ исполняться предсказаніе Господа
пашего (Лук. 22, 37) о томъ, что на пемъ сбудется
пророчоское: и со беззаконными вм нпся (Ис. 53, 12). Но
ііри первомъ же случа сего вм ненія оказалось, что Онъ
б е з з а к о н п е самаго разбойяика. Какъ могла—помимо
Пилатова р шенія—выдти такая несправедливобть? Въ свое
время объяспилъ это еще велпкій Іоаннъ Предтеча, назвавъ
будущаго совм стняка Вараввы агнцемъ Божіимъ,
вземлющимъ гр хи міра (Іоаи. 1, 29), и сл довательно виновнымъ
безъ помилованія. И точно, когда сей жертвенний
Агнецъ предстоялъ въ узахъ суду Пилата, онъ былъ
уже нер шимо связанъ карательнымъ приговоромъ другаго
Стр.1
2 —
неумолимаго суднлпща, no котороыу не тотъ, такъ другой,
разбойникъ должонъ былъ, въ самый р шнтельный моментъ
его д ла на земл , отт нить его своимъ именемъ,
лицемъ и наказаніемъ... для чего? Для того, чтобы вс
впд ли, и мтрбы самъ онъ возчувствовал^л
ласколько рн^
виновеиъ... Жестоко слово сіе! По дрим ру іудееііъ (G, 60)
можетъ кто-нибудь сказать u теперь. Что за оудъ, п .что
за правда—да еще Божія,—по которымъ пеиовинный наказываотся
за вины другихъ? Въ отв тъ на это припомнпмъ,
любоыудрые—паче же боічжудрые—слушателя, простое,
но р шительное выраасеніе св. Бытоішсателя: и помысли
Богъ, яко сотвори челов ка, и размысли (Быт. 6, 6),
т.-е. р a с к ая л ся. За раскаяніемъ. какъ это мы на себ
испытываеііъ ежечасно, сл дуетъ самоосуждеиіе, перехо
дящее въ паибол е чувствителышй къ своему долгу душ
въ самонаказаніе. He расиространяясь миого, скажемъ, что
высокое, какого ыы—твари—п иредставііть себ , не можемъ,
услажденіе Творческое, при вид жнваго, смысленваго
и свободно д йствующаго, тоже какъбы творящаго,
существа, созданнаго въ образъ и подобіе Бога, оказавшееся—дерзнемъ
сказахь—неоправдавшею себя до времени
попыткой, иовлекшею за собою ц лый рядъ ы ропріятій,
употреблявшпхся въ теченіе не одной тысячн л тъ, ц составпвшнхъ
такъ-называемый Ветхіи зав тъ,—неминуеыо
иривело впосл докъ дній Сына Божія на сіе, роковое
уже однішъ своимъ нмеиемъ, Лобное м сто казни. Л да
сбудется писанное пророки о вчниеніп Его сг беззаконными,
вм ст съ Нимъ сюда же приведены билн н двое таковыхх,
и опать—разбойники! И Его и ихъ постигла одна
и таже безчестная казнь рабовъ—крестъ.
Перейдемъ ыысленно къ сему ужасающеыу зр лищу людей
прибитыхъ къ древаыъ на -медленную смерть. ІІредположительно
въ то время, когда, съ обвечер ніемъ на
в ки незабвеннаго дня, тутъ все уже начинало стихать,—
и шуиъ праздной толпы, и досм вательные крнки мимоходяшшъ
и споры вотовь,. д лившихъ одежды расиатыхъ,
Стр.2
— 3 —
и бйзут шный шгачъ близкнхъ несчастлпвцамъ душъ,—открывается
странное, и какъбы вовсе неожидапноо обстоятельство
— переговоръ ыежду собою самихъ распятыхъ.
Блазнеппый лп прпм ръ мимоходяіцихъ хулптелеГг, а за
шімп п бсзсердечпыхъ воииовъ, плп в рп о собствеішое,
заматор віпес во зл сердце побуждаютъ одиого изъ <злод
евъ> заговорнть съ такимъ же, какъ оиъ, осужденникомъ:
аще Ты Христосъ, спаси себе гі наю (Луіс. 23, 39),
говорптъ онъ. НІІ сознапія своей впновности, ни преклоненія
передъ правосудіемъ, пп страха предъ Богомъ, нп
стыда предъ людьми—•ничего въ р чп сей не видпо у челов
ка, кончающаго жпзнь. Весь помыслъ его средоточптся
на желаніп ж и т ь (н можетъ бътть продолжать своп
злод йства), такъ, какъ бы за пред ламіт сей жпзни для
него не было нпчего. Что-то зпакомое нашему времепн
какъ будто слышптся въ подобноп бсзсознательпоГі испов
ди, братія. Но не будемъ упреждать себя. Слова его
не вызываютъ отв та у Того, къ Кому обращены. Хотя
условво, но явно, отвсргаемый ими, Христосъ и прежде,
во всей сил и слав богознаменаппаго чудотворца, на
подобные зазывы отв чалъ: роде нев риый и разврагценный!
Докол буду съ вами? Докол терп.ію вамъ? (Мат. 17,
17). Теперь, въ мппуты уже наступившаго разлученія съ
родомъ, въ теченіс дня усп вшнмъ выказать себя еще съ
худшпхъ стпронъ. етце мен е могло быть у Hero Божсбтвенпаго
тсрп нія. Онъ однако молчалъ. Но за Hero отв
тилъ трстій общникъ казшг, такъ страпно совпавшей
съ Бавечеріемъ величайшаго изъ празднпковъ іудейскихъ,
и тоже разбойникъ, за свой отв тъ стяжавшій нмя <благоразумпаго.
Пи ли ты боиишся Бога, сказалъ онъ укорптельно
товарищу.
Сообщпвъ въ главпыхъ чертахъ то, что намъ передано
Евангеліемъ о разговор певольпыхъ соучастниковъ Хрнстова
зд сь страдавія, мы сп шп,мъ объясниться. Да пе
ттодумаетъ кто, что мы отъ суетнаго празднолыслія ищемъ
на св. Голго
того, что ей, какъ соятой. и не прпнадле
Стр.3