БЕСЕДА ПРЕОСВЯЩЕННАГО НИКАНОРА АРХШШСКОПА ХЕРСОНСКАГО Ж ОДЕССКАГО. <...> ЭБ
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ | БИБЛИОТЕКА JWFW Отъ С.-Петербургскаго Комитета Духовной Цензуры печа
тать дозволяется. <...> Богъ сотворилъ ошъ единыя крове весь языкъ челов чь, жити по всему лицу зем
ному, устаешь предучиненныя времена и щед лы селенія ихъ: взыскати Господа, да попе осяжутъ Его и обрящутъ, яко недалече отъ едтаіо коегождо насъ суща. <...> По изъяснеяію святаго апостола Павла, в ра есть уповаемыхъ изв щеніе, вещей обличеніе певидимыхь (Ёвр. <...> 11, 1), т. е. ув ренность въ невидимомъ (небеснокъ), какх-бн въ вждимомъ, въ желаемомъ и ожидаемомъ (въ будущей в чной жизни), какъ-бы въ настоящежъ. <...> Надобно, чтобы всякій приходящій къ Богу в ровалъ, что Онъ есть, что Богъ существуетъ, и ищущикъ Его воздаетъ, что всякій ищущій Бога, исполняя волю Божію, получитъ об щанное Богомъ освященіе и миръ души на земл и блаженство в чное на небесахъ, что грядущій открыть свое в ч-
—
4
—
ное царство Госдодь иріщетъ и воздасгъ каждому по д ламъ его. <...> Если же не нашелъ, то умираетъ, во-первнхъ ду
ховно, а часто и т лесно, что подтверждается осо
бенно учащенными въ посл днее время самоубійствами нев рующихъ. <...> До сихъ поръ исторія не знала народа, нев рующаго въ Бога и безсмертіе. <...> Доказать же противное, что народы могутъ жить безъ в ры въ Божество и въ безсмертіе, ясно-ли, смутно-ли понимаемое, еще предлежитъ современнымъ нев рамъ, чего они, конечно, не докажутъ никогда. <...> Въ этой в р свид тельствованы были вс древніе отъ начала міра <...>
Церковь_и_государство.pdf
ЦЕРКОВЬ и госдарство.
ПРОТИВЪ ГРАФА Л. Т.ОЛСТАГО.
БЕСЕДА
ПРЕОСВЯЩЕННАГО НИКАНОРА
АРХШШСКОПА ХЕРСОНСКАГО Ж ОДЕССКАГО.
/
<-^5>и~^о
С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Типогра»ія . ЕЛЕОНСКАГО и К0
1888.
. Невежій пр., д. Л 134.
Стр.1
ЭБ
РОССИЙСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ |
БИБЛИОТЕКА
JWFW
Отъ С.-Петербургскаго Комитета Духовной Цензуры печатать
дозволяется. С.-Петербургъ, 25 Февраяя 1888 года.
Дензоръ Архюгандритъ Тихонъ.
І|іітра;іьш9 ijsmaeRiiul %т
іщт
им. в.
ІІІ mum Mt і
НИНА
Стр.2
БЕС ДЛ
ШОСВЯЩЕННАГО НИЩОРА, АРИЕЛ, ХЕРСОНСЦАГО И ОДЕСЩГО.
Богъ сотворилъ ошъ единыя крове весь
языкъ челов чь, жити по всему лицу земному,
устаешь предучиненныя времена и
щед лы селенія ихъ: взыскати Господа,
да попе осяжутъ Его и обрящутъ, яко
недалече отъ едтаіо коегождо насъ суща.
О Еемъ бо живемъ и движемся и есмы.
Сею бо иродъ есмы (Д ян. 17,26—28).
По изъяснеяію святаго апостола Павла, в ра
есть уповаемыхъ изв щеніе, вещей обличеніе певидимыхь
(Ёвр. 11, 1), т. е. ув ренность въ невидимомъ
(небеснокъ), какх-бн въ вждимомъ, въ желаемомъ
и ожидаемомъ (въ будущей в чной жизни),
какъ-бы въ настоящежъ. В рою познаемъ, что в ки
устроены словомъ Божіимъ, такъ что изъ невидимаго,
по глаголу Божію, произошло все видимое.
Надобно, чтобы всякій приходящій къ Богу в ровалъ,
что Онъ есть, что Богъ существуетъ, и ищущикъ
Его воздаетъ, что всякій ищущій Бога,
исполняя волю Божію, получитъ об щанное Богомъ
освященіе и миръ души на земл и блаженство
в чное на небесахъ, что грядущій открыть свое в ч
Стр.3
— 4 —
ное царство Госдодь иріщетъ и воздасгъ каждому
по д ламъ его.
Праведный в рою жявъ будетъ; а если кто колеблется,
не благоволитъ къ тому душа Моя, глаголетъ
Господь чрезъ пророка. Иже в ру иметъ и
крестится, спасенъ будетъ; а иже не иметъ в ры,
осужденъ будетъ. Эта в ра даетъ смыслъ, силу,
направленіе жизни. Каждый живущій челов къ,
находя этотъ смыслъ, живетъ на основаніи его.
Если же не нашелъ, то умираетъ, во-первнхъ духовно,
а часто и т лесно, что подтверждается особенно
учащенными въ посл днее время самоубійствами
нев рующихъ. До сихъ поръ исторія не
знала народа, нев рующаго въ Бога и безсмертіе.
Доказать же противное, что народы могутъ жить
безъ в ры въ Божество и въ безсмертіе, ясно-ли,
смутно-ли понимаемое, еще предлежитъ современнымъ
нев рамъ, чего они, конечно, не докажутъ
никогда. Въ этой в р свид тельствованы были вс
древніе отъ начала міра до самыхъ посл днихъ временъ,
вс величайшіе мужи исторіи.
Въ искавіи истиннаго смысла жизни, точн е въ
изысканіи истинной в ры, челов къ долженъ пользоваться
вс мъ т мъ, что относительно в ры содержитъ
и преподаетъ лучшая часть челов чества,
научаемая самимъ Богомъ чрезъ божественное откровеніе.
Подъ именемъ божественнаго откровенія
разум ется то, что самъ Богъ открылъ челов камъ,
дабы они могли право я спасительно в ровать въ
Него и достойно чтить Его. Первнми провозв стняками
откровеніяБожія были Адамъ, Ной, Авраамъ,
Мотсей и другіе пророки, которые приняли и про
Стр.4
_ 5 —
лов дывали начатки откровенія Божія. Въ полнот
же и совершенстве принесъ на землю откровеніе
Божіе воплощенный Сынъ Вожій, Господь нашъ
Іисусъ Христосъ, и распространить оное по вселенной
чрезъ своихъ учениковъ и апостоловъ.
А что Господь Іисусъ есть учитель божественный,
что возв щалъ Онъ высочайшую чист йшую
истину, это доказывается вс мъ евангеліемъ, какъ
и всею исторіею Христіанства, доказывается многочисленными
свидетельствами самовидцевъ воплотившагося
Слова Божія о Его дивной жизни и
безчисленныхъ чудотвореніяхъ, о Его крестной смерти
и воскресеніи. А что мы обязаны в ровать и апостоламъ
Христовымъ, это видно изъ обращенныхъ
къ нимъ словъ самого Христа: иже васъ пріемлемъ,
Мене пріемлемъ, и иже пріемлетъ Мене, пріемлетъ
пославшаго Мя Отца, какъ и изъ многихъ другихъ
Его же изреченій, какъ и изъ всего евангелія
и всей ново-зав тной священной исторіи. Изъ евангелій
видно, что святые апостолы возв щали истину
не свою, а Христову, пропов дывали не иное, какъ
Христово ученіе. Вотъ по Христовымъ, по евангельскимъ
изреченіямъ, св. апостолы отъ в ка принадлежали
Богу Отцу, который предъизбралъ ихъ прежде
сложенія міра. Богъ Отецъ далъ ихъ своему Сыну,
Спасителю міра, который и избралъ ихъ отъміра.
Избралъ, чтобы сотворить ихъ ловцами челов ковъ,
солію міра, св томъ міра. Училъ ихъ самъ, вразумлялъ,
обличалъ, предостерегала Училъ вм ст
съ прочими учениками, но училъ и особо, сокровенно,
наедин , какъ избранн йшихъ своихъ учениковъ,
какъ будущихъ избранн йшихъ учителей
Стр.5