Экономический анализ: теория и практика ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print) АВИОНИКА В СОВРЕМЕННОМ АВИАСТРОЕНИИ* Леонид Борисович СОБОЛЕВ доктор технических наук, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Российская Федерация sobolevLB@yandex.ru История статьи: Принята 27.04.2016 Принята в доработанном виде 25.05.2016 Одобрена 20.07.2016 УДК 621.314 JEL: G34, L19, L93, O33, O57 Ключевые слова: авионика, военная электроника, радиоэлектроника, реструктуризация, бизнесмодель Введение* В последнее десятилетие отечественная аэрокосмическая отрасль переживает период активной реструктуризации, чтобы ликвидировать отставание от западных конкурентов в таких видах деятельности, как гражданское авиастроение, авиационное двигателестроение и, конечно, производство систем авиационного приборостроения (авионики). <...> В статье используется термин «авионика», который принят во всем мире и включает все электронные авиационные приборы и оборудование, устанавливаемые на летательных аппаратах, включая беспилотники и космические аппараты. <...> Авионика, как и все авиастроение, подразделяется на гражданскую (устанавливаемую на коммерческих воздушных судах) и военную (устанавливаемую на военных воздушных судах) авионику. <...> Основной тенденцией является постоянное обновление продукции за счет перехода на интегрированную модульную авионику (ИМА), позволяющую проводить модернизацию на эксплуатируемых летательных аппаратах за умеренные цены и в короткие сроки. <...> Второй тенденцией является оптимизация бизнес-модели компаний по показателю прибыльности. <...> Показано, что мировые лидеры производства систем авионики имеют в основном конгломератную бизнес-модель и диверсифицируют свою деятельность за счет участия в международных военных и гражданских проектах. <...> Оптимизация бизнес-модели обеспечивает устойчивость этих корпораций на высококонкурентном <...>