УДК 81.112.2 ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ИНТЕГРАЦИИ МЕТАФОРЫ И МЕТОНИМИИ КАК СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ МЕТАФТОНИМИИ О. С. <...> Шарманова Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске – филиал Московского государственного лингвистического университета Поступила в редакцию 12 апреля 2016 г. Аннотация: в статье представлен анализ лингвистических учений, посвященных особенностям взаимодействия и интеграции метафоры и метонимии как когнитивных единиц. <...> Рассматриваются различные подходы возникновения метафоро-метонимических трансформаций, а также проблемы определения термина «метафтонимия». <...> Abstract: the article reviews linguistic research on interaction and integration between two cognitive units: metaphor and metonymy. <...> Different approaches to the transformation between metaphor and metonymy are considered. <...> В когнитивной лингвистике концептуальные метафора и метонимия – это ментальные механизмы, сформированные в процессе взаимодействия двух понятийных областей: сферы-источника и сферымишени на основе ассоциаций по сходству либо по смежности. <...> Однако функции реализации метафорических и метонимических приемов могут совпадать, поскольку в основе их образования лежит ассоциативный принцип, и один и тот же объект действительности может частично обозначать другой и одновременно рассматриваться метафорически, реализуя определенные свойства подобия в метонимии. <...> Гуссенс и др., к которым мы присоединяемся, выдвигается гипотеза о существовании концептуального «слияния» метафоры и метонимии как новой ментальной единицы. <...> Когнитивная лингвистика изучает метафору и метонимию, идея о взаимодействии которых восходит к психолингвистическим трудам Р. Якобсона <...> Исследуя две формы афазии, ученый пришел к выводу, что оба процесса – метафоризация и метонимизация – постоянно находятся во взаимодействии; при этом метафора соотносится с парадигматическим, а мето© Шарманова О. С., 2016 нимия – с синтагматическим планом языка. <...> о взаимодействия метафоры и метонимии дали свое развитие в работах по психолингвистике <...>