Звездина Санкт-Петербургский государственный университет А. И. Попов Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова Поступила в редакцию 11 марта 2015 г. Аннотация: в работе рассмотрена технология составления учебного словаря по русскому языку как иностранному для студентов-нефилологов с учетом взаимосвязи социально-культурной и учебной сфер общения. <...> Технология проиллюстрирована на примере подготовки словарных материалов по одной теме общения. <...> Определены критерии отбора лексики для учебного словаря. <...> Ключевые слова: русский язык как иностранный, студенты-нефилологи, учебный словарь, сферы общения, обеспечение взаимосвязи. <...> Учет коммуникативных потребностей студентов является немаловажным фактором успешного овладения русским языком как иностранным. <...> Привлекая учебный материал актуальных для студентов того или иного профиля сфер общения, можно наиболее полно учесть их коммуникативные потребности. <...> Применительно к обучению иностранных студентов продвинутого уровня владения языком, обучающихся в российских технических вузах, такими сферами являются социально-культурная и учебная. <...> Как было доказано экспериментальным путем, одним из способов повышения эффективности является организация взаимосвязанного обучения общению в социально-культурной и учебной сферах в рамках курса русского языка как иностранного [2]. <...> В качестве одного из оснований взаимосвязи сфер об© Звездина А. О., Попов А. И., 2015 щения выступает лексика. <...> Перед преподавателемрусистом возникает задача отбора лексики, обеспечивающей взаимосвязь социально-культурной и учебной сфер общения, и составления на ее основе учебного словаря. <...> На примере подготовки словарных материалов к занятию «Изобретатели и изобретения» покажем, как может быть решена задача составления учебного словаря, учитывающего взаимосвязь социально-культурной и учебной сфер общения. <...> Подготовка словарных материалов проходит в несколько <...>