УДК 81'42 ЭМОТИВНОСТЬ В ДИАЛОГЕ И ЭМОТИВНЫЙ ДИАЛОГ В РУССКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ С. В. <...> Коростова Южный федеральный университет Поступила в редакцию 29 мая 2014 г. Аннотация: статья посвящена проблеме функционирования эмотивов в русском художественном тексте. <...> Представлены результаты исследования категории эмотивности в диалоге, определена специфика средств репрезентации эмотивности в художественных текстах с разным типом авторизации. <...> Ключевые слова: художественный диалог, эмотив, эмотивное высказывание, третьеличный и перволичный нарратив. <...> В современных исследованиях вопрос о текстовой организации диалога не решается однозначно. <...> По мнению О. Б. Сиротининой, «разговорная речь почти не знает текстовой организации речи» [2, с. <...> Большинство ученых (В. Д. Девкин, Н. А. Купина, Т. В. Матвеева, Е. В. Красильникова, И. Н. Борисова) признают текстовый характер разговорных диалогов: «Текстовый статус разговорных диалогов доказывается типовой структурой таких общетекстовых категорий, как текстовое пространство и время, тональность и, с отмеченными ограничениями, – категория темы. <...> Дополнительными текстовыми скрепами разговорных диалогов выступают внешние факторы: ситуация общения и состав участников» [3, с. <...> Использование разговорных диалогов в художественном тексте предполагает определенную степень их литературной обработки, в результате чего в диалоге появляются структуры, типичные для монологической речи. <...> Повествование от 1-го лица и третьеличный нарратив, различающиеся в способах выражения категории эмотивности, сохраняют общие характеристики © Коростова С. В., 2014 92 диалогической речи персонажей, репрезентирующей содержательные и формальные черты реальной коммуникации, разговорной речи. <...> Однако, говоря о категории эмотивности в перволичном нарративе, следует заметить, что степень эмотивности субъектно-речевого пространства повествователя/рассказчика значительно выше, чем в третьеличном <...>