СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДК 811.11’373.421 АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СЛАВЯНСКИХ И ГЕРМАНСКИХ НАРОДОВ (ПО ДАННЫМ ПАРАДИГМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛЕКСИКИ) И. А. Меркулова, О. М. Воевудская Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 26 марта 2013 г. Аннотация: в статье сопоставляются значения, образующие наиболее многочисленные синонимические ряды, в 11 германских и 13 славянских языках. <...> Эти семемы могут служить формальными показателями ценностных ориентиров носителей этих языков. <...> Выявляются общие и особенные элементы аксиосфер славянских и германских народов. <...> Key words: synonymic set, parametric nucleus, axiologeme, axiosphere, Germanic languages, Slavonic languages В современных лингвистических исследованиях проблемы, связанные с отражением ценностных категорий (аксиологем) в языке, вызывают все больший интерес. <...> Предлагаются различные методики аксиологического анализа: исследование этимологии аксиологически нагруженных лексем в рамках этнолингвистики [1; 2], изучение ассоциативных связей, психосемантический эксперимент с носителями языка с целью вскрытия содержания ценностей [3; 4], исследование аксиологических парадигм во фразеологии [5], составление словарей ценностей современной культуры [6], этносемиометрия как метод [7] и т.п. <...> Одно из направлений реализуется в лаборатории «Аксиологическая лингвистика» под руководством В. И. Карасика [8]. <...> Из слов складывается языковая картина мира, определяющая его восприятие носителями данного языка. <...> Наше исследование основывается на предположении о высокой информативности парадигматического ядра лексики. <...> Логика такого решения состоит в следующем: чем важнее та или иная подсистема в системе, тем надежнее она защищена от выхода из строя, т.е продубли© Меркулова И. А., Воевудская О. М., 2013 198 рована большее количество раз. <...> Чем важнее то или иное значение в словаре, тем большим числом слов оно передается – на случай выхода из строя (т.е. из словаря) доминанты синонимического ряда. <...> Это обстоятельство <...>