3=82(045/046):26 ОБОЗНАЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ ДИМИНУТИВНОЙ ЛЕКСИКОЙ В РАННИХ РАССКАЗАХ А. П. <...> ЧЕХОВА Эльвия Ваффа, Г. Ф. Ковалёв Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 2 марта 2013 г. Аннотация: анализируется диминутивная лексика, представленная именами существительными и являющаяся в рассказах А. П. Чехова одним из способов выражения субъективной оценочности. <...> Можган справедливо полагает, что диминутивные образования помогают выявить авторскую идею, поскольку являются одним из способов номинаций человека, который выступает основой для реализации художественной картины мира любого писателя [5, с. <...> Важно выявить, как зависит использование диминутивных существительных от коммуникативных намерений автора, а также его отношение к ситуации и ее участникам, социальному статусу и гендерной принадлежности (как правило, реализация диминутива – детская речь или речь, обращенная к детям и женщинам или к предметам, вызывающим эмоциональное к ним отношение), какой эффект (иронический, комический или саркастический) приобретает использование диминутива и какими стилистическими приемами это достигается. <...> В группу лексем, обозначающих людей по родству, включены 12 однокоренных цепочек: мамаша – маменька – мамочка – мамка – матушка; папаша – папашенька – папашка – папенька – папка – папочка; тятенька – тятька; сынок – сыночек – сынишка; дядька – дяденька – дядюшка; дедка – дедушка; тетка – тетенька – тетушка; детки – деточки – детишки; бабка – бабенка – бабушка – прабабушка; девка – девочка – девушка – девчонка; женка – женушка – женишок; мальчик – мальчишка и не образующие однокоренной ряд братец, дочка, ребеночек, сест© Ваффа Эльвия, Ковалёв Г. Ф., 2013 116 ренка и тестюшка. <...> Диминутивные существительные часто являются названием или входят в названия рассказов, задают тональность повествования, обычно юмористическую: «Папаша», «Братец», «Весь в дедушку», «Злой мальчик», «Из дневника одной девицы <...>