Кретинин Воронежский государственный университет поступила в редакцию 8 апреля 2015 г. аннотация: в статье дан анализ влияния советско-польской войны 1920–1921 гг. на немецкое население в Польше, на ситуацию в Верхней Силезии и других пограничных регионах Второй республики. <...> Ключевые слова: советско-польская война, Первая мировая война, Веймарская Германия, Вторая республика в Польше, немцы в Польше, Верхняя Силезия, национальный вопрос. abstract: the article provides an analysis of the influence of the Polish-Soviet war of 1920–1921, the German population in Poland, the situation in Upper Silesia and other frontier regions of the second Republic. <...> Советско-польская война 1920–1921 гг. оказала большое влияние не только на взаимоотношения между Советской россией и Второй республикой, на историю Украины и Белоруссии, но также отразилась и на положении немецкого национального меньшинства. <...> Дело в том, что польское государство создавалось преимущественно из частей Германской и российской империй, в частности для Германии остро встал вопрос о будущем так называемых восточных территорий, населенных и немцами, и поляками: Восточной и Западной пруссии, поморья с Данцигом, познани и Верхней Силезии; для россии – вопрос об украинско-белорусских и литовских территориях. <...> В польском руководстве существовали две основные точки зрения на территориальное будущее независимой польши: пястская и ягеллонская концепции. <...> Названия этих концепций являются производными от правящих польских королевских династий периода Средневековья и раннего нового времени и характеризуют представления о том, в каком направлении должно было происходить прирастание польши: на запад или на восток. расширение польских земель на запад за счет Германии (пястская концепция) отстаивали польские национальные демократы (эндеки) и их лидер роман Дмовский, считавшие познань, Верхнюю Силезию, поморье с Гданьском и Восточную пруссию «историческими польскими территориями». <...> Границы польского государства, согласно пястской концепции <...>