УДК 930.1(470-25) "19" ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В 1930-е годы О. В. Гришаев Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 27 ноября 2013 г. Аннотация: статья посвящена развитию советской исторической науки на базе МГУ в 1930-е гг. <...> Ученые-историки Московского государственного университета сыграли важную роль в восстановлении исторического образования в стране в 30-е гг. <...> Дело в том, что к началу 1930-х гг. в системе исторического образования сложилось следующее поло жение. <...> Во-первых, отсутствовали специальные учебные цен тры по подготовке профессиональных историков, учителей для школы. <...> В результате реорганизаций 1920-х – 1931 гг. из состава университетов были выведены гуманитарные специальности, что фактически превращало их в учебные заведения технического профиля. <...> В период 1931–1934 гг. университеты, в том числе Московский, не имели в своем со ставе исторических факультетов. <...> Это отрицательно сказы валось на подготовке специалистов-историков. <...> Во-вторых, в начале 1930-х гг. произошло заметное снижение теоретического уровня подготовки выпускников вузов. <...> Причинами этого были как поверхностный ха рактер обучения истории, когда было отменено изучение всей совокупности исторического процесса в его хроноло гической последовательности, так и сокращение сроков обучения. <...> Были отменены экзамены, зачеты, защиты дип ломных работ [1, c. <...> В-третьих, объем лекционной работы в конце 1920-х – начале 1930-х гг. был сведен до минимума, стал внедряться порочный в своей основе бригаднолабораторный метод обучения, который не предполагал ни лекций, ни консультаций. <...> Постановлением НКП РСФСР от 11 марта 1932 г. он повсе местно внедрялся в вузах [2, c. <...> В-четвертых, в связи с уходом значительной части спе циалистов в научно-исследовательские учреждения про изошло заметное ослабление качества профессорско-препо давательского состава преподавателей-гуманитариев, в том числе и истории. <...> В-пятых, отсутствовали <...>