2013, №2 УДК 82.09 БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАЛОГО ЖАНРА: О НОВЕЛЛИСТИКИ БОРИСА ЕКИМОВА © 2013 А.И. Смирнова, В.Б. Смирнов Московский городской педагогический институт, Волгоградский государственный университет Поступила в редакцию 6 июля 2013 г. Аннотация: в статье речь идет о творчестве волгоградского писателя Бориса Екимова – одного из лучших современных новеллистов, анализируются рассказы «Холюшино подворье», «Последняя хата», «Девушка в красном пальто», «Фетисыч» и др. <...> Основное внимание в статье уделяется специфике нравственной проблематики, особенностям типа героя, авторской позиции в произведениях Б. Екимова <...> , что позволяет ему расширить жанровые границы «малой формы», раскрыть духовную эволюцию героя, открыть новый тип героя (Холюша, Фетисыч). <...> Споры о том, может ли новеллистика, «малый» эпос, удовлетворять «крупные» запросы времени, периодически возобновляются в критике и работах теоретиков жанра. <...> , Гончаровым, Тургеневым, отмечая при этом: «Его рассказ "Фетисыч" является одним из вершинных завоеваний малой прозы ХХ века. <...> Уже первые публикации екимовских рассказов в центральных журналах привлекли к нему внимание, особенно после того, как в «Нашем современнике» в 1979 году (№ 3) был напечатан рассказ «Холюшино подворье». <...> Борис Екимов психологически тонко и достоверно запечатлел живого, а не сконструированного человека, с присущими ему особенностями и странностями, и в то же время отобразил тип личности, порожденный определенной социально-исторической и политической системой. <...> Именно поэтому с готовыми мерками невозможно было подойти к екимовскому герою, как и к оценке авторского отношения к нему. <...> Эта жизнь в изображении Екимова предстает узнаваемой и непритязательной, он открывает в ней глубинный смысл, скрытый в будничном сущестивовании и однообразии повседневности. <...> В коренном земледельце, который в эпоху научно-технического переворота, коснувшегося и деревни, становится монстром, наподобие Холюши <...>