КУЛЬТУРА РЕЧИ ТРЕНЕРА В ВОСПИТАНИИ СПОРТСМЕНОВ Т. В. <...> Мануковская Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 15 июня 2014 г. Аннотация: целью данного исследования является обсуждение значения культуры речи тренера в воспитании спортсменов. <...> Автор останавливается на основных компонентах выразительности речи, интонации, темпе, тональности голоса преподавателя, на типичных ошибках в устной речи. <...> Основными компонентами культуры речи тренера являются следующие. <...> Такое умение свидетельствует о ясности мышления, образности и жизненности приводимых для пояснения примеров. <...> Она достигается не только подбором нужных слов и синтаксических конструкций, но и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи – интонации, тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, дикции. <...> Интонация придает эмоциональную окраску словам и фразам. <...> В зависимости от ситуации тренер должен менять тональность речи. <...> Тренер, не владеющий при подаче команд интонацией и тональностью, не сможет с помощью слова регулировать степень физических усилий (например, команда, подаваемая монотонно или с выражением напряжения, вызовет и соответствующую реакцию спортсменов). <...> Тон речи тренера должен быть спокойным и достаточно требовательным, а сам тренер – уверенным в правильности отдаваемых им распоряжений. <...> Но при этом назидательный, менторский тон отталкивает спортсменов от тренера, ведь не секрет, что стремление к самоутверждению и признанию у спортсменов выражено особенно сильно. <...> Не менее важным фактором выразительности является темп речи. <...> При слишком же быстрой речи студентам трудно сосредоточиться на том, что говорит тренер, успеть «переварить» всю информа© Мануковская Т. В., 2014 цию. <...> Особенно важна неторопливость речи при объяснении существенных деталей. <...> Правильная расстановка акцентов и пауз позволяет четко произносить команды. <...> Например, при слитном произнесении команды <...>