Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №2 2016

ИВАН ГРОЗНЫЙ – ЦАРЬ-ЛИЦЕДЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. К. ТОЛСТОГО (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЖбанкова
Страниц4
ID506561
Аннотацияпредметом исследования в статье является образ царя Ивана Грозного и его трансформация в произведениях А. К. Толстого. Реконструируется сложившаяся в авторском сознании концепция беспощадного царя-лицедея, поддерживающаяся мотивом игры. Раскрываются морально-этические основы мировоззрения писателя, питающие поэтику его текстов
УДК821. 161.123
Жбанкова, М.С. ИВАН ГРОЗНЫЙ – ЦАРЬ-ЛИЦЕДЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. К. ТОЛСТОГО / М.С. Жбанкова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2016 .— №2 .— С. 36-39 .— URL: https://rucont.ru/efd/506561 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Жбанкова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 4 марта 2016 г. Аннотация: предметом исследования в статье является образ царя Ивана Грозного и его трансформация в произведениях А. К. Толстого. <...> Реконструируется сложившаяся в авторском сознании концепция беспощадного царя-лицедея, поддерживающаяся мотивом игры. <...> Раскрываются морально-этические основы мировоззрения писателя, питающие поэтику его текстов. <...> Ключевые слова: Иван Грозный, мотив игры, литературная характерология, историческая память, игра, историческая повесть, историческая баллада. <...> Образ первого царя «всея Руси» нельзя назвать однозначным, однако в ходе исторических процессов в социуме складывается его стереотипное восприятие: Иван IV предстает жестоким тираном и деспотом. <...> Такую классическую трактовку образа Ивана Васильевича мы обнаруживаем в творчестве А. К. Толстого. <...> Впервые «грозный» царь появляется в балладе «Василий Шибанов» (1842 г.), затем его образ продолжает развиваться в стихотворных произведениях «Князь Михайло Репнин» (1840-е гг.) и «Старицкий воевода» (1848 г.). <...> Самыми масштабными работами об Иване Грозном становятся историческая повесть «Князь Серебряный» (1862 г.) и первая часть драматической трилогии «Смерть Ивана Грозного» (1865 г.). <...> Но и после произведения о страшной смерти правителя Толстой не оставляет тему Ивана IV. <...> В балладах «Чужое горе» (1866 г.), «Змий Тугарин» (1867 г.) и «Поток-богатырь» (1871 г.) Иван Васильевич появляется уже как воспоминание, пророчество или видение прошлого. <...> А в сатирическом стихотворении «История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868 г.) царь Иван становится одним из персонажей исторической хроники. <...> © Жбанкова М. С., 2016 Откровенно обличительное изображение царя в первую очередь связано с исторической концепцией писателя, которую он выражает следующим образом: «Свобода и законность, чтобы быть прочными, должны опираться на внутреннее сознание народа; а оно зависит <...>