Научные доклады УДК 130.122 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КАК МЕТАТЕКСТ: ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА Д. Н. <...> Обыдённый Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 25 января 2014 г. Аннотация: в статье анализируются основные модели интерпретации философского дискурса в контексте его исторического развертывания, увиденного как единый метатекст, надстраивающийся над совокупностью локальных текстов. <...> На основании такого рассмотрения делается вывод о наличии в герменевтических практиках понимания историко-философского процесса двух основных моделей интерпретации, которые условно могут быть обозначены как имманентный подход и модель, выстраивающая логику понимания смысла философских произведений, исходя из некоей внеш ней (экономической, культурной, социальной и т.д.) основы. <...> Если философию, увиденную в качестве науки внешним способом, образует совокупность текстов, то, будучи помыслена в тотальности собственной текстуальной специфики, история философии как свершающийся процесс можно тематизировать и концептуализировать как подвижный метатекст, органически надстраивающийся над совокупностью своих локальных текстов. <...> Более того, динамика этого метатекста обусловлена тем, что он постоянно интерпретирует себя и именно этим гене© Обыдённый Д. Н., 2014 11 Вестник ВГУ. <...> Рассуждения в контексте тенденции предельной абстракции и философской спекуляции приводят к выводу, что философия в ее процессуально-содержательном аспекте представляет собой постоянно самоинтерпретирующийся метатекст, относительно которого авторы локальных текстов предстают в том же отношении, в каком предстают деятели культуры в отношении абсолютной идеи у Г. Гегеля, – в них происходит самоинтерпретация этого метатекста, через них он осуществляется. <...> Возможно, в этом есть доля истины, если обратиться к рассмотрению интроперсональной специфики философского мышления, равно как и к специфике <...>