Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторКолмаков
Страниц13
ID506441
Аннотацияв статье рассматриваются взгляды представителей русского космизма Н. Федорова и К. Циолковского. Автор анализирует метафизические основания русского космизма и показывает влияние теософии, позитивизма и утопизма на космизм
УДК141.1(470)«18/19»
Колмаков, В.Б. ТЕМНАЯ СТОРОНА КОСМИЗМА / В.Б. Колмаков // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия .— 2015 .— №1 .— С. 23-35 .— URL: https://rucont.ru/efd/506441 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Колмаков Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 22 декабря 2014 г. Особенно охотно человек нашей эпохи становится пантеистом, если религиозная потребность не окончательно в нем заглохла. <...> Опыт философского оправдания христианства (о книге В. Несмелова <...> «Наука о человеке») Аннотация: в статье рассматриваются взгляды представителей русского космизма Н. Федорова <...> Автор анализирует метафизические основания русского космизма и показывает влияние теософии, позитивизма и утопизма на космизм. <...> Abstract: the article deals with the views of the representatives of Russian cosmism N. <...> The author analyses the metaphysical backgrounds of Russian cosmism and shows the infl uence of theosophy, positivism and utopianism on cosmism. <...> Русский космизм, чьим безусловным основоположником является Николай Федорович Федоров (1829–1903), был основан на ряде идей, казавшихся современникам и непостижимыми, и несбыточными. <...> Как представляется, космизм – не просто философская утопия, это потенциально опасное учение, низводящее человека до уровня бездушного организма. <...> «По убеждению Федорова, – писал он в 1908 г., – Бог создал не наилучший, законченный уже мир, а лишь потенциально наилучший, который может стать наилучшим, но при © Колмаков В. Б., 2015 23 Вестник ВГУ. <...> В отличие от христианства Н. Ф. Федоров настаивал на необходимости радикального переустройства бытия на основе разума. <...> Оптимистичность идей Н. Ф. Федорова отмечалась как его последователями, так и теми, кто его позицию не разделял. <...> Так, Н. А. Бердяев писал: «Федоров был пламенным оптимистом, непоколебимо веровавшим в «общее дело», в Царство Божие на земле; пессимизм казался ему презренным» [2, с. <...> Утверждая идею воскрешения всех умерших, он отвергал христианскую апокалиптику, полагая, что путь человечества к спасению лежит не через вселенскую катастрофу, но через преображение и воскрешение всех умерших, что исключало веру в Страшный Суд и бессмертие души. <...> Его учение сложилось под влиянием позитивизма на основе веры в безграничную силу науки и рационального <...>