П. Е. Вахренева Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 22 декабря 2014 г. Аннотация: статья посвящена проблеме создания онтологии субъективных начал, которая определит более конструктивные способы самосозидания человека. <...> Самое интересное в историческом наследии философии – конструктивная сторона, потому что она и есть следы, вехи работы самосозидания – заметил как-то М. Мамардашвили <...> И с этим нельзя не согласиться, потому что именно в этом смысле мы можем сравнивать последовательность, результативность и смысл таких онтологических социокультурных форм, как миф, религия, искусство, наука, философия и ее формы. <...> Это верно и потому, что всю полноту культуры определяют человекообразующие структуры, фиксирующие условные – изобретенные человеком, т.е. не заданные природной эволюцией формы и методы. <...> Их дополнительность образует новую многогранную сферу экспериментальной деятельности, которая экспериментирует с трансцендентно возможным бытием. <...> И начинается новый разговор о дополнительности социальных начал, определяющих новые способы бытия человека, соответствующие требованиям времени. <...> Поскольку эти способы бытия носят исторический характер, новая 54 форма социального бытия, как правило, начинается с введения нового порядка человекосозидания. <...> А весь поток жизненных энергий в реке со-бытия обретает испытанные (проверенные) способы самосозидания. <...> № 1 Научные сообщения Эти жизненно важные человеческие события, способы самосозидания и фиксирует философия. <...> Фиксирует как состоявшийся опыт, взвешивая вероятность его исторической эффективности. <...> А затем оценивает его бытийные формы, новационные или традиционные структуры, методы, направления, принципы, уровни, смыслы, идеалы и абсолюты. <...> Они рождаются, когда человек решается на независимость от природного порядка в противостоянии энтропии и кризисам. <...> И это противостояние всегда проходит через необходимость самосозидания <...>