Беляев Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 16 мая 2016 г. Аннотация: в работе рассмотрены возражения Э. <...> Чалмерса в той части, когда речь идет о представимости зомби. <...> В статье исследуются доводы в пользу этого утверждения и контраргументы Чалмерса. <...> Abstract: the article deals with Marcus’ objections against Chalmers’ weak modal rationalism. <...> The article examines the arguments in favor of this claim and Chalmers’ counterarguments. <...> Чалмерсом в качестве довода в пользу дуалистической концепции сознания. <...> Утверждается, что возможно представить существ, абсолютно лишенных феноменального опыта, но тождественных нам физически и функционально. <...> Поскольку представимость (при определенных условиях) влечет возможность, следовательно, зомби возможны, а из этого вытекает, что физикализм ошибочен, при этом какая-то версия дуализма может оказаться истинной. <...> Данный аргумент не предрешает истинность строго определенной концепции сознания, но позволяет усомниться в материалистических интуициях – в этом его главная ценность. <...> Условия, при которых допустим переход от гипотетических суждений к метафизическим, специально оговорены Чалмерсом и названы им слабым модальным рационализмом [1]. <...> Условия эти следующие: первичная позитивная идеальная мыслимость некоего положения дел влечет его возможность. <...> Здесь философ вводит собственные понятийные разграничения: 1) мыслимость идеальная/первоначальная (prima facie): если некоторое положение дел S представимо субъектом при первом появлении соответствующего ментального образа, мы имеем дело с первоначальной мыслимостью. <...> Если же S остается представимым после некоторой ра© Беляев М. А., 2016 2016. <...> № 2 Научные сообщения циональной рефлексии, т.е. не устраняется после всестороннего последовательного обдумывания, это вариант идеальной мыслимости. <...> С этой точки зрения знаменитый принцип Декарта cogitoergosum, например, является идеально мыслимым, поскольку рефлексия к нему и приводит, а тезис о том, что необходимость присуща исключительно априорным <...>