Научные доклады УДК 1: 801.73 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОБЪЯСНЕНИЕ: ДВА ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ ТЕКСТА С. П. <...> Рубцова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 25 марта 2016 г. Аннотация: проблема интерпретации и объяснения является одной из важнейших проблем герменевтической философии и филологии. <...> Выделяются различные методы интерпретации и виды объяснения в рамках современной теории понимания художественного текста. <...> Разграничению и систематизации видов и методов интерпретации и объяснения посвящена данная статья. <...> Проблема понимания художественного текста (произведения) теснейшим образом связана с проблемой интерпретации (истолкования) и объяснения. <...> выделяет метод психологической интерпретации, в рамках которой формируются два независимых метода психологической интерпретации: дивинационный и компаративный. <...> Только в этом случае возможна успешная интерпретация произведения. <...> Дивинационный метод представляет собой интуитивный поиск понимания. <...> Психологической задачей интерпретации является понимание основного замысла произведения исходя из знания особенностей жизни автора. <...> Отсюда идет оправдание тезиса Шлейермахера «понимать произведение лучше, чем его понимал автор». <...> Серия: Философия Однако Шлейермахер не учитывал момента новизны, привносимого в произведение интерпретатором. <...> По мысли Д. С. Лихачева, имеет ценность не только сам акт сотворчества, но и потенции сотворчества: «Писатель создает концепт, который обладает потенцией своего развертывания у читателей. <...> Поэтому каждое новое воспроизведение художественного произведения может продвигаться вглубь, открывая неизвестное ранее… Воспринимающий может даже лучше понимать произведение, чем сам автор, или не так, как автор» [1; с. <...> По мнению многих исследователей (Д. С. Лихачев, М. М. Бахтин, В. Г. Кузнецов, и др.), рассматривать произведение дулжно в рамках исторической ситуации, т.е. при таком раскладе вещей необходима историческая <...>