ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ББК 66.01 П. Л. Карабущенко Кафедра всеобщей истории и политологии «Вперед – в защиту подлинной и неискаженной античности» А. Ф. Лосев В общественных науках и в философии, к сожалению, существуют значительные расхождения между первоисточниками (работами классиков) и учебными курсами, и это расхождение все больше углубляется, умножаясь всякого рода вольными пересказами, примитивными толкованиями и просто ошибками. <...> В качестве иллюстрации здесь может быть приведена «судьба» учений Платона и Аристотеля, которые все еще не отчищены от наслоений идеологических стереотипов советских времен. <...> Одним из распространенных заблуждений современной политической науки является то, что классики античной философии (Платон и Аристотель) были сторонниками тоталитаризма [см., например: 1, с. <...> Те авторы, которые это утверждают, игнорируют их учение о справедливости. <...> Этим и отличается политологический подход от философского, так как философы более умеренны и сдержанны в подобных оценках античной политической мысли. <...> О Платоне как о тоталитарно мыслящем «античном политологе» в начале 1990-х гг. писали многие. <...> Его даже определяли как мыслителя, близкого к тоталитарным воззрениям легистов в Китае [5, с. <...> Пугачев в своей ранней работе писал, что «политическое учение Платона не столь удачно, как философия… В политическом учении Платона, безусловно, нетрудно увидеть истоки тоталитаризма. <...> О тоталитарных тенденциях в учении Платона писали известные современные философы, такие как Б. <...> Но за этим существенным недостатком нельзя не усмотреть разумных основ гражданственности, высокого морального духа» [6, Ч. <...> Можно понять авторов первых учебников по политологии – когда они выпускали в свет свои труды, в России было повальное увлечение демократической парадигмой, и с этой точки зрения все то, что не соответствовало <...>