В российской экономике наметились тенденции к росту природоемкости производств и технологий, в основном преобладает потребление невозобновимых ресурсов. <...> Периодически проводимые реорганизации органов, регулирующих природопользование и природоохранную деятельность в России, не приводят к эффективному управлению данной частью национального богатства. <...> Несмотря на произошедшее в последнее время сокращение выбросов (сбросов) вредных веществ в природную среду в связи со спадом производства в России, природные сферы и комплексы, а также население многих регионов все же испытывают значительные техногенные нагрузки. <...> Значительный объем нормативноправовой базы по вопросам природопользования и охраны окружающей среды не позволяет четко разграничить права собственности на природные ресурсы и воздействие на окружающую среду между соответствующими уровнями государственной власти, определить их функции и права в области охраны окружающей среды. <...> В условиях ужесточения налогового бремени на экономические субъекты хозяйствования и отсутствия целевого характера платежей за использование природно-ресурсного потенциала и негативное воздействие на природную среду наблюдается катастрофический недостаток финансовых средств на природоохранную деятельность и восстановление использованных ресурсов. <...> Если при социалистическом строе основной функцией государства являлось обеспечение экономического развития страны, то в связи с переходом к рыночным отношениям в государственной политике преобладает решение социальных проблем (социальная ориентация). <...> Именно на государственные органы возложена обязанность по обеспечению эквивалентного обмена между природой и экономикой, включению природных комплексов в состав субъектов рыночной экономики, доведению платного ресурсопользования до равноценного обмена, замене натуральной оценки качества окружающей среды на его стоимостное выражение <...>