Известно, что шероховатость поверхности, образующаяся при механической обработке, является важным параметром качества поверхностного слоя деталей машин. <...> Шероховатость оказывает большое влияние на многие эксплуатационные показатели деталей машин, и в первую очередь на изгибную усталостную прочность, снижая ее. <...> Для поверхностно неупрочненных деталей влияние шероховатости поверхности на усталостную прочность известно и широко описано в научной и справочной литературе. <...> Шероховатость снижает усталостную прочность, причем в большей степени при ее увеличении и с ростом предела прочности стали. <...> На упрочненных деталях усталостное разрушение обычно начинается не с поверхности, а в подслойной зоне на границе упрочненного слоя и сердцевины металла. <...> Имеются сведения о влиянии шероховатости поверхности на изгибную усталостную прочность деталей, упрочняемых азотированием из стали 36Х2Н2МФА [1]. <...> Проводятся исследования для образцов, упрочненных цементацией и поверхностной закалкой токами высокой частоты. <...> Для поверхностно упрочненных деталей, в частности упрочненных поверхностным пластическим деформированием (ППД), влияние шероховатости на усталостную прочность изучено мало и имеющиеся сведения противоречивы. <...> Целью работы является научное обоснование норм шероховатости путем изучения влияния шероховатости на усталостные характеристики зубчатых колес, упрочненных ППД. <...> Изучение будет проводиться на круглых образцах с выточкой по симметричному циклу и экспериментальных зубчатых колесах по пульсирующему циклу. <...> Для переноса результатов испытаний образцов на натурные зубчатые колеса существует методика моделирования напряженного состояния, обеспечивающая подобие усталостного разрушения образцов и зубьев. <...> Моделирование заключается в выполнении условия, предложенного В. П. Когаевым [ 2]: L G _ = дет L G _ обр где L – длина сечения, в котором действуют максимальные <...>