№ 3 УДК 338.24:37 Т. В. Зак, С. Х. Ахмедова ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И БИЗНЕСА Выявляются основные причины подавленности стимулов к повышению качества на российском рынке образовательных услуг высшей школы, в числе которых слабая ориентация системы высшего образования на запросы рынка труда. <...> Рассматриваются последствия политики, направленной на усиление направленности развития высшей школы на реальный сектор экономики. <...> Анализируется стратегия студентов массового сектора высшей школы, связанная с совмещением учебы с регулярной работой, как особая форма взаимодействия университетов и бизнеса. <...> Выявляются сильные и слабые стороны данной стратегии. <...> Для дифференциации учебных программ по степени их практической ориентации и уровню требований к их освоению предлагается использовать показатель, характеризующий степень использования данной стратегии. <...> Рассматривается система показателей, характеризующих эффективность взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг высшей школы. <...> Обосновывается необходимость совместных исследований высшей школы и бизнеса, направленных на выявление перспективных направлений технологических изменений и формирование соответствующих им профессиональных компетенций. <...> Ключевые слова: высшее образование, рынок труда, взаимодействие высшей школы и бизнеса, трудоустройство выпускников, совмещение учебы с регулярной работой, эффективность взаимодействия рынков. <...> Введение В последние два десятилетия в системе высшего образования России произошли существенные изменения. <...> Они связаны, прежде всего, с увеличением количества вузов и численности обучающихся в них студентов. <...> Увеличение количества вузов не привело к усилению стимулов к повышению качества высшего образования. <...> Данное обстоятельство обусловлено особой институциональной структурой российского рынка образовательных услуг высшей школы и, в частности, наличием двух секторов <...>