Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
0   0
Первый авторЛаптев
АвторыЛаптев П.В.
Страниц13
ID504842
АннотацияРеализация компетентностного подхода в российском высшем образовании не свободна от недостатков и требует исследований в разных направлениях. Существует противоречие между предметно-ориентированным процессом обучения и компетентностно-ориентированными результатами обучения. Среди исследователей отсутствует единое понимание понятий «компетенция» и «компетентность», нет единого мнения о структуре компетенции, отсутствует общепринятая классификация компетенций. Анализ набора компетенций, указанных в стандартах высшего образования, показывает, что общекультурные компетенции не являются общими (универсальными), перечисленными в проекте TUNING. Многие компетенции зависят друг от друга, а выполнение профессиональных задач, перечисляемых в стандартах, зависит не только от профессиональных компетенций, но и от общекультурных. Требуется разработка моделей формирования компетенций с учетом их взаимовлияния. Приводится авторское определение понятий «компетенция» и «компетентность» и выясняется, что требуется оценивать уровень компетентности обучаемого. Проявления компетентности существенным образом зависят от личностных качеств, поэтому определяется структура компетентности из 4 компонентов: знания – опыт, умения – навыки, личностные качества, мотивация. Среди набора личностных качеств определяющими для успеха профессиональной деятельности являются профессионально важные качества. Разработана методика выявления профессионально важных качеств программистов на основе метода психологического тестирования. Реализация методики требует серьезной автоматизации в части сбора статистического материала и обработки результатов. Для оценивания конкретных личностных характеристик разработаны нечеткие модели оценивания. Приведен пример нечеткой модели оценивания для метода оценивания конфликтности (методика К. Томаса). Решение проблемы оценивания при компетентностном подходе позволит автоматизировать процесс обучения разработчиков программного обеспечения
УДК378.225+004.588+004.023
Лаптев, В.В. ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ / В.В. Лаптев, П.В. Лаптев // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика .— 2016 .— №2 .— С. 100-112 .— URL: https://rucont.ru/efd/504842 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Существует противоречие между предметно-ориентированным процессом обучения и компетентностно-ориентированными результатами обучения. <...> Среди исследователей отсутствует единое понимание понятий «компетенция» и «компетентность», нет единого мнения о структуре компетенции, отсутствует общепринятая классификация компетенций. <...> Анализ набора компетенций, указанных в стандартах высшего образования, показывает, что общекультурные компетенции не являются общими (универсальными), перечисленными в проекте TUNING. <...> Многие компетенции зависят друг от друга, а выполнение профессиональных задач, перечисляемых в стандартах, зависит не только от профессиональных компетенций, но и от общекультурных. <...> Приводится авторское определение понятий «компетенция» и «компетентность» и выясняется, что требуется оценивать уровень компетентности обучаемого. <...> Проявления компетентности существенным образом зависят от личностных качеств, поэтому определяется структура компетентности из 4 компонентов: знания – опыт, умения – навыки, личностные качества, мотивация. <...> Среди набора личностных качеств определяющими для успеха профессиональной деятельности являются профессионально важные качества. <...> Разработана методика выявления профессионально важных качеств программистов на основе метода психологического тестирования. <...> Реализация методики требует серьезной автоматизации в части сбора статистического материала и обработки результатов. <...> Для оценивания конкретных личностных характеристик разработаны нечеткие модели оценивания. <...> Приведен пример нечеткой модели оценивания для метода оценивания конфликтности (методика К. <...> Решение проблемы оценивания при компетентностном подходе позволит автоматизировать процесс обучения разработчиков программного обеспечения. <...> Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, профессионально важные качества, модель оценивания, лингвистическая переменная <...>