Разработан метод психофизиологической адаптации процесса обучения на основе математической модели обучаемого с использованием четырех диагностических тестов. <...> Приводится иллюстрация этой системы на примере курса «Надежность систем автоматизации». <...> Ключевые слова: комбинированная модель информационных процессов, интеллектуальная обучающая система, психофизиологическая адаптация, модель обучаемого, методика оценки знаний, надежность систем автоматизации. <...> Введение В последние годы наблюдается стремительное развитие информационных технологий, благодаря чему становится возможным улучшение методов и форм обучения в области образования. <...> В информатизации образования особую роль занимают системы, позволяющие автоматизировать процесс обучения и, как следствие, повысить интерес к изучаемым дисциплинам, а также качество знаний. <...> В настоящее время создается и применяется большое количество тестирующих, контролирующих и оценивающих компьютерных программ, реализуются интеллектуальные системы по различным учебным дисциплинам, позволяющие проводить обучение практически без участия преподавателя, так называемые интеллектуальные обучающие системы (ИОС). <...> Для поддержки эффективного процесса обучения преподавателю необходимо использовать специальные знания трех типов [1]: об объекте обучения, о стратегии и методах обучения, об изучаемой дисциплине. <...> В ИОС требуемые знания представляются с помощью различных технологий и методов искусственного интеллекта. <...> Применяя эти знания, интеллектуальные системы способны практически полностью заменять преподавателя в процессе обучения: определив индивидуальные характеристики обучаемого, выбирать способ подачи дидактического материала, сопровождая его комментариями; помогать при затруднении в процессе решения практических задач, определять причины ошибок объекта обучения. <...> % Возможности систем искусственного интеллекта создают серьезные <...>