Порты, портовое хозяйство и транспортная логистика УДК [629.123]:[656.612] А. Б. Власов, С. А. Буев НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ СУДНА В МОРСКОМ ПОРТУ1 Прохождение портового контроля при минимальном количестве нарушений и замечаний является важным показателем эффективности эксплуатации флота. <...> На основании соответствующей правовой базы технической эксплуатации флота (Международный кодекс по управлению безопасностью, Парижский меморандум 1982 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и др.) и данных, которые аккумулирует организация Парижского меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта, портовые власти имеют право задержать судно до устранения нарушений, выявленных в результате проведенного инспектирования. <...> Проанализированы сведения о проверках судов, которые относятся к Российскому морскому регистру судоходства, в сравнении с другими классификационными обществами. <...> Установлено, что в рассмотренный период времени при меньшем количестве судов Российский регистр насчитывает большее количество задержаний. <...> Из этого следует, что вопросу безопасности мореплавания необходимо уделять больше внимания. <...> Отмечается, что в целом суда государства флага РФ демонстрируют тенденцию к снижению количества выявленных нарушений, однако Российский регистр мало внимания уделяет разработке новых методов контроля и диагностики электрооборудования судов. <...> В контексте исследования для технического аудита судов предложено использовать методику на основе количественной термографии. <...> Применение новых методов позволит сократить время проведения инспекции в порту, что повысит экономическую составляющую дохода от торгового мореплавания. <...> Инженерный аудит судов может применяться для оценки страховых рисков и предстраховых осмотров. <...> Ключевые слова: безопасность мореплавания, техническое состояние, Парижский меморандум, регистр судоходства, морские суда, технический аудит, термография <...>