Судовые электроэнергетические комплексы и системы УДК 517.977.5 Хлайнг Мьйо Вин ДИНАМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С НЕКУЛОНОВСКОЙ МОДЕЛЬЮ СУХОГО ТРЕНИЯ В НАГРУЗКЕ Известно, что предъявляемые к электроприводам повышенные требования в отношении точности воспроизведения управляющего сигнала, изменяющегося с малыми («ползучими») скоростями, нередко приводят к автоколебаниям, проявляющимся в прерывистом перемещении рабочего органа. <...> Считается, что причиной возникновения автоколебаний является наличие отрицательного участка характеристики внешнего трения. <...> На примере электродвигателя с жестко присоединенной нагрузкой возникновение автоколебаний демонстрируется и объясняется характеристикой внешнего трения без отрицательного участка, но с превышением сил трения покоя над силами трения движения при страгивании рабочего органа с места. <...> Целью исследования являлось установление причинно-следственной связи между параметрами электродвигателя, нагрузки и параметрами трения в нагрузке и возникновением того или иного динамического поведения. <...> Исследование было осуществлено методом точечных отображений на фазовой плоскости математической модели электродвигателя в окрестности состояния равновесия. <...> Результаты исследования представлены в виде «разбиения» пространства параметров электродвигателя с нагрузкой на области качественно различного динамического поведения. <...> Ключевые слова: электродвигатель с жестко присоединенной нагрузкой, некулоновская модель сухого трения, внешнее трение, автоколебания, математическая модель, точечное отображение, разбиение пространства параметров. <...> Наиболее часто электропривод используется в качестве исполнительного устройства, преобразующего подводимый электрический сигнал в угловую скорость вращения (или угол поворота) приводного электродвигателя. <...> С валом электродвигателя связан рабочий орган объекта управления, являющийся для электродвигателя <...>