Судостроение, судоремонт и эксплуатация флота УДК 629.5.06.001.2.621.643 К. Н. Сахно, Нго Жа Вьет ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЯМЫХ ТРУБ В ТРАССАХ С ПОГИБАМИ Исследуется современное состояние вопроса проектирования, изготовления и монтажа судовых трубопроводов. <...> Рассматривается проблема повышения технологичности трубопроводов судовых систем на стадии проектирования с обеспечением возможности изготовления труб без снятия размеров по месту и ее решение в рамках исследований взаимосвязи конфигурации и компенсационных возможностей трубопроводных трасс. <...> Рассматривается проблема компенсационных возможностей прямых труб в трассах с одним погибом и в трассах с двумя и более погибами. <...> Установлено, что при одновременном вращении двух разных труб с параллельными концами конечная точка движется по некоторой поверхности (если оси этих труб не параллельны). <...> При вращении трех и более труб с тремя некомпланарными осями (не лежащими в одной плоскости) область компенсации представляет собой трехмерное тело. <...> Усовершенствована методика вычисления возможной области компенсации с целью сокращения объемов вычисления. <...> В рамках гипотезы о взаимосвязи конфигурации и компенсационных возможностей проектной трассировки трубопроводов изложена идея использования прямых труб для перемещений трассы трубопровода с целью компенсации погрешностей изготовления труб и монтажа жёстко фиксированных соединений оборудования, изделий насыщения и т. п., что обеспечивает собираемость трассы без изменения конфигурации готовых труб. <...> Протяженность трубопроводов судовых систем и систем энергетических установок на современных крупных судах составляет десятки километров [2]. <...> В современном судостроении доля изготавливаемых трубопроводов «в задел» составляет около 40 %. <...> Оставшаяся часть труб может быть изготовлена только после снятия размеров на месте, что отрицательно сказывается как на сроках постройки <...>